В цикле Осады Терры – если не считать рассказов и повестей – не будет книг, посвященных чьей-то индивидуальной истории. Фигуры для участия в самом эпичном замесе тысячелетия уже расставлены. Все восемь романов – это объемные эпопеи с масштабными батальными сценами, одним и тем же местом действия – сначала Солнечная система, а затем и Святая Терра, и множеством одиночных судеб.
Открывает цикл «Солярная война», она же попросту «Солярка» Джона Френча.
Книга начинается интерлюдией: беседой Хоруса и Императора. Они предстают не как император и мятежный полководец, а как символы, архетипы, духовные сущности, каждая из которых воплощает отдельную концепцию хода истории. Император – темная сторона, но парадоксальным образом он на стороне светлого, разумного, доступного человеческому пониманию и контролю. Хорус – темная сторона темной стороны, воплощающая все иррациональное, он предстает в образе волка.
Почему он? Почему не Русс? Потому что Русс на стороне «рацио», а вся его дикость не более чем внешнее оформление. Хорус же обратился к силам Хаоса. А они берут начало из очень древних, неосознанных вещей: тьма, ночь, угроза, холод. Убийство.
Этих интерлюдий в «Солярке» будет три. И каждая все точнее и ярче показывает, почему Осада – это не просто военное столкновение, это столкновение на уровне глубинных архетипов. Человечество столкнется со своими демонами – в некотором роде с самим собой. Но адмирал Су-Кассен и тем более Дорн не знают, как сражаться с демонами.
И им придется сражаться тем и с тем, что они видят. Уповая на Императора в остальном.
Я хорошо знаю этого автора по предыдущим работам для «БЛ». Четкий, суховатый, обстоятельный стиль изложения, продуманность, логичность и выверенность композиции, а главное – понимание «Вархаммера» как в первую очередь научной фантастики, и, как следствие, тщательно проработанная техническая матчасть – все это Джон Френч (и это, кстати говоря, порядком сбивает читателя при восприятии последующих книг Осады: они очень другие, несмотря на внешнее сходство).
Основное в книге – это, однако, не матчасть, а история. Груз прошлого, который давит на каждого из персонажей – и каждого из читателей, которые были с Ересью все эти годы. Поэтому одна из главных сюжетных линий – это линия Мерсади Олитон. У нас будет Мерсади. И Локен.
И Самус.
И упор в этой линии делается на совершенно человеческие вещи: заключение Мерсади, ее одиночество, ее дружба с Эуфратией, дружба с Локеном, ее попытки помочь людям, которые встречаются по пути. Мерсади рассказывает истории: сначала – историю Хоруса и падения, потом – историю изоляции, потом – историю, которая, как ей кажется, должна быть рассказана Дорну. Ее можно обманывать, можно запугивать, можно использовать, но она воплощает человеческое начало, и она сделает очень человеческий выбор.
А ее истории вплетаются, «подвязываются» к масштабным историям и тем, кто пишет их кровью и прометием: Хан, Сангвиний, Дорн. Адмирал Су-Кассен. Малкадор.
Четко и последовательно, словно заполняя военную хронику, Френч показывает, какова была расстановка сил перед Осадой. В чем важность Двойных врат. Как защищали систему Плутона, систему Юпитера, наконец, Луну – и как отступали шаг за шагом.
У нас будет «Фаланга». У нас будут Абаддон – один из самых живых и по-человечески понятных, хотя и несимпатичных персонажей во всей книге, и Зарду Лайак (в «Солярке» он в маске, и шесть глаз в «Потерянных и Проклятых» меня немного вынесли). И Кровавые Ангелы, которые с классическим для Вахи отрывом башки берут на абордаж корабли Сынов Хоруса. И – мазком – упоминание о Луне и генокультах Селенар. Еще у нас будет внезапная откровенность от Хана.
Краткие насыщенные эпизоды – например, история Садурана (мы же помним, что нам «рассказывают истории»?) – на первый взгляд не несут важной информации о развертывании военных сил и ходе боевых действий, но они крайне необходимы для того, чтобы показать иное. Молодой космодесантник Садуран не даст нам почти ничего с точки зрения захвата Плутона и его спутников: это уже описано, причем подробно. Но Садуран даст куда больше в плане понимания, откуда у Сынов Хоруса и других мятежных легионов образовались такие колоссальные силы, и из кого они формировались. Точно так же немногое с точки зрения военных столкновений даст нам история Кельн и ее корабля – но благодаря этой истории становится ясно, что значила война для обычных людей. Впрочем, у Кельн более важная задача.
Есть неожиданные – именно в этом контексте – моменты, когда в Хане или Малкадоре внезапно прорывается человечность. Например, когда Малкадор разыскивает дочь адмирала Су-Кассен. Устами Хана приоткроется и человеческое начало в Дорне.
По совести, мне никогда не нравился Дорн. Да, он компетентен, да, он честен, он безупречен во многом… И я могу понять, почему он не считается с отдельными жизнями отдельных людей: у него другая задача, ему нужно решать масштабные проблемы войны и осады. Но заключить в камеру ни в чем не повинных библиариев? Оттолкнуть Сигизмунда? Зачем? Хотя от примарха, если он не Сангвиний, не требуется быть идеальным, а Сангвиний будет раскрыт в следующих книгах.
«Солярка» немного подавляет своей грандиозностью. Это суровая летопись событий от 1 примуса до 13 секундуса – всего несколько недель потребовалось Хорусу, чтобы осадить Терру. И это краеугольный камень для понимания последующих событий. Она именно такая, каким должен быть краеугольный камень: тяжелая, угловатая и выверенная глыба.