Последняя осада Константинополя стала заключительным аккордом в полноценном существовании Византийской империи. Османы основательно подготовились, но несмотря на это, взять город с наскока не удалось. Первые бои защитников с армией Мехмеда показали, насколько высок боевой дух латинян, несмотря на многократное преимущество осаждающих. Битва за Царьград проходила не только на суше, морские баталии стали важной составляющей осады. Одной из главных целей османов стала необходимость в блокировке путей подвоза продовольствия в Константинополь по морю. В этой статье мы поговорим, в большей степени, о морских баталиях и передвижениях на фоне последней осады Царьграда.
После первого неудачного штурма городских стен, показавшего, что защитники готовы отчаянно сражаться за город, Мехмед применил тактику всестороннего давления. Столица Византийской империи, как и в первые дни осады, подверглась непрекращающемуся обстрелу, а османский флот в проливах вновь активизировался.
20 апреля 1453 года три корабля Генуэзской республики, нагруженные продовольствием, приблизились к осажденному городу. Их сопровождал один византийский корабль, на борту которого находилась сицилийская пшеница. Дождавшись удобного момента, османский флот вышел на перехват и быстро окружил христианские суда, незамедлительно атаковав их.
В завязавшейся схватке, несмотря на численное превосходство, османы не смогли взять верх, виной всему стал слишком высокий борт христианских кораблей. Это преимущество помогло латинянам практически в одностороннем порядке осыпать нападавших стрелами и всякими подручными предметами. Дошло даже до того, что один из христианских морячков зарядил чем-то в глаз командующему османским флотом – Сулейману Балтоглу. В процессе сражения ветер постоянно менялся, то играя на руку нападавшим, то спасая оборонявшихся от гибели. По итогу, латинянам все же удалось зайти в Золотой рог, хоть и изрядно потрепанными.
Естественно, такой поворот совсем не обрадовал Мехмеда и он призвал командующего османским флотом к себе в шатер. Там он отчитал его и приказал отрубить ему голову. Балтоглу молил своего покровителя не делать этого, ведь теперь, без глаза, он полноценный пират и сможет еще лучше бороздить моря, но Мехмед остался непреклонен (про пирата шутка, если что). На решение султана смогли повлиять янычары, полюбившие адмирала за мужество и безупречный стиль, поэтому убивать Балтоглу не стали, только лишили должности, имущества и выпороли. На его место Мехмед назначил Хамзу-бея.
Тем временем, в результате обстрела, одна из городских башен была разрушена, это привело и к обрушению стены. Османы как-то упустили это из виду, возможно, из-за отсутствия Мехмеда на том участке, поэтому еще одного штурма не произошло. Защитникам это сыграло на руку, они быстро заделали брешь подручными средствами и выставили частокол на подступах. Чудовищные обстрелы города продолжались, дошло даже до того, что османская чудо-пушка «Базилика» (о ней есть отдельная статья) не выдержала и разлетелась на кусочки, прихватив с собой несколько артиллеристов и собственного создателя.
Султана в этот момент заботили другие дела, он вознамерился при помощи хитрости переправить свои корабли в Золотой рог, минуя цепь. По совету одного из итальянцев, находившихся у него на службе, лидер османов предпринял попытку перетащить корабли от Босфора до Золотого рога по суше через Галатский холм. Мехмед с большим вниманием подошел к проекту, так как он оказался гораздо сложнее, чем могло показаться первоначально. Дело в том, что корабли пришлось перетаскивать по местности с перепадом высоты более 60 метров. Для этого пришлось задействовать тысячи мастеров и рабочих. Приготовления начались еще 20 апреля и через два дня первые корабли османов были спущены на воду в Золотом роге.
Вообще, весь процесс перемещения кораблей выглядел фантасмагорически: сперва корабли поднимали на сушу на повозках с литыми колесами, которые заводились под воду и прикреплялись к корпусу корабля, затем, по промасленным бревнам, волы тащили пустые корабли вплоть до берега, дальше, при помощи тех же повозок судна спускались на воду. Согласно воспоминаниям очевидцев тех событий на воду было спущено от 70 до 80 кораблей.
Когда значительная часть османского флота оказалась в Золотом роге, латиняне поняли, насколько уязвимо их положение. 23 апреля защитники провели военный совет, на котором порешили сжечь корабли Мехмеда греческим огнем. Операция была отложена до 28 апреля. Основательно подготовившись, латиняне выступили ночью, но в какой-то момент с одной из башен Галаты вверх взмыла горящая стрела, после чего послышались выстрелы, мыс вспыхнул светом от залпа османских пушек. Артиллерия уничтожила флагманский корабль византийцев, другие судна так же попали под огонь. Лишь одной галере и транспортному кораблю удалось выйти из зоны поражения без повреждений. Моряков, оставшихся на плаву после потопления кораблей, подобрали османские галеры. Утром их демонстративно казнили перед городскими воротами. В ответ на это, византийцы вывели на стены 260 османов и предали их смерти.
Неудачная операция добавила напряжения в лагере защитников города. Генуэзцы перессорились с венецианцами, обвиняя друг друга в предательства и лишь Джованни Джустиниани удалось частично примирить конфликтующие стороны. Доподлинно неизвестно, кто же все-таки был кротом, но, очевидно, султан не мог не знать о планах, известных широкому кругу людей.
Переброска османского флота в Золотой рог помогла лучше координировать действия осаждающих войск и кораблей. Наряду с этим, захватив часть пролива, инженеры Мехмеда смогли соорудить понтонный мост из винных бочек, дав солдатам возможность перемещаться между театрами военных действий, не делая большой крюк, как это было раньше, когда Золотой рог приходилось объезжать. Мост оказался полезен и для артиллерии, на нем установили орудия и обстреливали внутренние стены города, уязвимые для артиллерийского огня.
Внезапное появление османского флота в Золотом роге стало шоком для защитников Константинополя и спутало латинянам все карты. Константину пришлось перебросить часть отрядов на защиту приморских стен, при учете, что сил едва хватало на оборону города с суши. Кроме того, корабли византийцев были вынуждены держаться поближе к разграничительной цепи, чтобы не дать двум частям османского флота соединиться.
- Следующая серия
- Предыдущая серия
- Самая первая серия
Благодарю вас за прочтение статьи. Если узнали для себя что-то новое в процессе, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь! Это очень поможет каналу в развитии!