Найти в Дзене
Загадочный Петербург

Моцарт для глаз. История Пьетро Гонзага

Оглавление

Пьетро Гонзага, также известный в России как Петр Федорович, родился 25 марта 1751 года в итальянском городе Лонгароне. До приезда в Россию Гонзага уже зарекомендовал себя как известный театральный художник, поставивший более 411 спектаклей в различных театрах Италии, таких как Ла Фениче в Венеции, Арджентина в Риме, Ла Скала в Милане и Сант-Агостино в Генуе. В 1792 году Гонзага получил приглашение от князя Николая Юсупова приехать в Петербург, чтобы стать декоратором императорских театров. Позже Юсупов поручил ему спроектировать театр для только что приобретенного им имения Архангельское.

Коронация Павла I и вклад Гонзага

В 1797 году император Павел I венчался на царство, и его коронация значительно отличалась от всех предыдущих. Однако эти изменения не оказали существенного влияния на дизайн городских пространств, в основном они касались литургических текстов и церемонии коронации в Успенском соборе Кремля.

Подготовкой к коронации Павла I, а также Александра I и Николая I руководил верховный маршал князь Николай Юсупов. Именно Юсупов пригласил итальянского декоратора и архитектора Пьетро ди Готтардо Гонзага, первого театрального художника в современном понимании этого слова, для работы над проектом триумфальных арок, образующих путь "торжественного въезда в царствующий град Москву".

Юсупов был библиофилом и обладал обширной коллекцией произведений древнего и современного искусства. Он был лично знаком со многими европейскими художниками, писателями и философами, возглавлял Московскую экспедицию в Оружейную палату Кремля и заведовал Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Позже, под его покровительством, Гонзага стал главным художником императорских театров.

Чудеса имени Гонзага

Гонзага твердо следовал системе строгого классицизма и стал центральной фигурой в русском оформительском искусстве классической эпохи. Его талант декоратора был настолько велик, что русское общество на рубеже XVIII-XIX веков было захвачено театром. Замечательные декорации Гонзаги поражали зрителей удивительным соблюдением перспективы и необыкновенным очарованием композиции.

-2

В России конца XVIII века классицизм был ведущим направлением в искусстве, и Гонзага легко вошел в жизнь русского искусства, отказавшись в своем творчестве от фантастического жанра. Он стал перспективным декоратором, но, в отличие от мастеров барокко, изображал на сцене реальный городской пейзаж и реальную архитектуру. Его первые работы в России принесли ему ошеломляющий успех, "заставляя всех восхищаться его кистью и умом", его виртуозное мастерство иллюзорной сценической живописи было признано на высшем уровне.

По заказам императорской семьи Гонзага оформлял маскарады, балеты, театральные постановки, торжественные церемонии в Большом (Каменном), Малом и Эрмитажном театрах Санкт-Петербурга, в Гатчине, Петергофе, Павловске, Царском Селе. Он лично написал декорации к мелодраме с балетом "Медея и Ясон" для комнатного театра вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Санкт-Петербурге в 1819 году. Он также спроектировал английский парк Павловского дворца, расписал Тронный зал, Елизаветинский и Розовый павильоны парка, создал планы Императорского Эрмитажного театра (построенного Кваренги). Его называли «последним представителем великого итальянского искусства перспективы»

Умер Гонзага в возрасте 80 лет в 1831 году, от бушующей в то время холеры. Похоронен на холерном кладбище, но где именно, информация так и не сохранилась.

Ваши лайки – лучшая благодарность автору за труд!