Найти тему
История. Факты+мысли

Заговор геологов, продливший существование СССР

ЯНДЕКС-ДЗЕН ПРИСВОИЛ ДОХОДЫ ОТ РЕКЛАМЫ. КАНАЛ РАССЧИТЫВАЕТ НА МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТИМУЛ СО СТОРОНЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ПЕРЕВОД 100 рублей СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ

Впервые о нефтяных залежах в Западной Сибири заговорил академик Губкин еще в конце 20-х годов прошлого века. В 1935 году его теорию о наличии колоссальных запасов углеводородного сырья подтвердила экспедиция Виктора Васильева и Родиона Гуголя. Геологи провели исследование на берегах рек Большая и Малая Югра и доказали правоту ученого. Ничем кроме подручных инструментов группа не располагала, поэтому данные носили общий характер и нуждались в проверке, с использованием специального оборудования, что и было указано в отчете.

Однако товарищ Сталин рассматривал просторы Сибири исключительно как место для перековки чуждого элемента, поэтому эта тема не получила тогда должного развития. К тому же, очень скоро Малый террор превратился в Большой, омрачив светлые помыслы вождя, а нападение гитлеровской Германии и вовсе вытеснило с повестки дня вопрос об освоении Сибири.
После Победы Светоч Коммунизма опять дал волю чувствам и увлекся репрессиями, одновременно разжигая третью мировую войну, поэтому земные недра интересовали его только в контексте работ по добыче урана.

Очень скромную памятную стелу, в честь первопроходцев, установили в деревне Юган лишь в 2012 году.
Очень скромную памятную стелу, в честь первопроходцев, установили в деревне Юган лишь в 2012 году.

Неизвестно, сколько еще лет собранные с таким трудом материалы пылились в архивах, если бы на них не обратил внимания выпускник Азербайджанского индустриального института Фарман Салманов, в 1954 году получивший диплом горного инженера. Молодой специалист упорно доказывал необходимость геологоразведки в тех местах, изучив записи и лично пройдя по следам Васильева и Гуголя, четыре года подряд прилетая в Сибирь во время летних каникул.

Но после окончания института он получил распределение в Кузбасс, где его коллеги, выполняя распоряжение Госплана, из года в год делали вид, что добывают нефть, которой там почти не было. За три года работы, Салманов обошел все инстанции, убеждая сытых равнодушных чиновников (эта порода не меняется в России уже сто лет), что народные деньги расходуются впустую и нефть надо искать совсем в другом регионе.
Закончилось все тем, что ему посоветовали лучше исполнять свои обязанности на участках, которые
«партия и правительство считают наиболее перспективными», а все секретарши министерства геологии получили указание «на порог не пускать назойливого инородца».

Поняв, что не стоит отнимать время у государственных мужей, пекущихся о народном благе, начальник нефтегазоразведочной экспедиции в Кемеровской области тов. Салманов решился на беспрецедентный по своему безумию и мужеству поступок. В августе 1957 года, на общем собрании он предложил самовольно покинуть трудовую вахту и отправиться за сотни километров вверх по реке, в район, обозначенный на старой карте, украденной им из архива еще в студенческие годы.

Со стороны это напоминало заговор, но, как ни странно, его поддержали более двадцати человек, согласившись отправиться вместе с семьями(!) в неизведанные края. Добровольцы скинулись на аренду семи барж (потом это классифицируют как дачу взятки), немедленно начав погрузку техники, оборудования и материалов, без которых в тайге делать было нечего.

Чтобы оценить дерзость задуманного, необходимо помнить, что еще четыре года назад простое опоздание на работу каралось тюремным сроком. А за хищение государственной собственности, стоимостью сотни тысяч рублей, и дезертирство с трудового фронта, даже после смерти Отца народов полагался расстрел с конфискацией имущества.

Как только караван отчалил от причала, рации выключили и капитаны судов не выходили на связь вплоть до выгрузки в поселке Сургут, население которого составляло тогда пять тысяч человек (половина из которых проживала там совсем не по доброй воле).

Когда Салманов говорил, что со временем в Сургуте возведут высотные дома, построят аэропорт и появятся магазины с диковинными товарами, ему мало кто верил.
Когда Салманов говорил, что со временем в Сургуте возведут высотные дома, построят аэропорт и появятся магазины с диковинными товарами, ему мало кто верил.

Расчет Салманова заключался в том, что начальство, узнав о побеге, вынужденно согласится с его доводами и оформит официальную командировку в таежную глушь задним числом. В конечном итоге так все и произошло, но сначала последовал категоричный приказ возбудить уголовное дело и задержать смутьяна. На место прибыли следователи прокуратуры, в сопровождении вооруженных милиционеров, но все участники похода проявили невиданную для советских граждан солидарность.

Они объявили забастовку, намекнув представителям закона, что иногда из тайги очень трудно вернуться домой. В Москве не ожидали такого поворота событий и, испытав немалый шок, отозвали ордер на арест зачинщика мятежа . Однако на окончательное согласование всех нюансов по финансированию, поставкам новых буровых установок и многого другого ушло еще два года. За это время поселенцы отстроились и провели дополнительную разведку в местах, где надо было наладить добычу еще тридцать лет назад.

Примечательно, что, испытав чудовищные трудности в тот период, никто не пожалел о сделанном выборе. Недавние события показали, как надо отстаивать свои права, чтобы заставить власть прислушаться к мнению профессионалов. Люди впервые получили возможность уважать себя, почувствовав силу единения без идеологических штампов. При этом каждый из них знал, что занимается действительно важным и нужным для страны делом.

В итоге, первый фонтан, давший 200 тонн нефти в первые же сутки, забил 21 марта 1961-го – через 3,5 года после прибытия в Сургут. Это произошло очень вовремя, поскольку в столице уже готовили новое дело о хищении, преступной халатности, разбазаривании народных средств, порче казенного оборудования, антисоветской агитации, попытке бунта и подкупе должностных лиц речного пароходства. В тот же день Салманов разослал телеграммы во все ведомства, доступ в которые еще недавно ему был категорически запрещен. Последнюю из них он отправил в Кремль на имя Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева:
«Я нашел НЕФТЬ. Вот так».

С 1957 по 1991 Салманов удостоился 5 орденов (в том числе Звезда Героя соцтруда) и получил 36 выговоров по партийной линии, хотя для исключения из рядов КПСС и передачи личного дела в суд, обычно хватало и трех.
С 1957 по 1991 Салманов удостоился 5 орденов (в том числе Звезда Героя соцтруда) и получил 36 выговоров по партийной линии, хотя для исключения из рядов КПСС и передачи личного дела в суд, обычно хватало и трех.

Поиском и добычей нефти (а затем и газа) Фарман Салманов занимался еще много лет. За это время удалось добиться впечатляющих побед, например, когда из новой скважины выкачивали 700 и даже 800 т/с. Но были также и неудачи. Причем и то, и другое всегда сопровождалось тяжелым, изнурительным трудом.
Именно поэтому начальник «Главтюменьгеологии» (должность Салманова с 1978 года) тратил больше половины своего времени, стараясь выбить фонды на создание достойной инфраструктуры для людей, обеспечивавших государству стабильный приток валюты.

Эта задача оказалась не под силу даже ему, поскольку в Кремле воспринимали окружающую действительность здраво и всегда знали, что в фальшивый лозунг
«Недра – для народа» верят только граждане, не имеющие жизненного опыта в условиях победившего социализма.
Как следствие, самым ценным подарком в нефтеносных районах родины так и остались свежие фрукты/овощи, а натуральное молоко вообще ценилось дороже платины.

Но, несмотря ни на что, геологам удалось главное – открыть месторождения нефти, по сравнению с которыми объемы залежей у таких гигантов как Shell, BP и Standard Oil кажутся карликовыми. Кроме того, мировая цена на черное золото постепенно выросла почти в 20 раз, поэтому можно сказать, что
«авантюра 1957 года» (определение генпрокурора) оттянула крах убыточной экономики Советского Союза на недолгие тридцать лет. Правда, этот пункт можно поставить геологам только в укор, так как почти все достижения в СССР получались не благодаря, а вопреки коммунистическому режиму.

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Послевоенные планы хозяина Кремля

Алмазное дело - забытая сенсация XX съезда КПСС (первая часть)