Найти тему

13. Успеть за ставкой

В середине пятнадцатого года, после известных внешнеполитических катаклизмов, в экономике России произошел некоторый "ставочный" шок. После экстренного поднятия ключевой ставки , ЦБ стал эту ставку опускать, в связи с нормализацией ситуации в финансовом секторе. Для понимания ситуации, полгода назад я вносил деньги в банк под 5,5%, а теперь мог бы внести деньги под 12%, и получил бы доход примерно в два с половиной раза больше за год.

Но этот принцип я понял только лишь через год, и за этот период ставка по вкладам значительно уменьшилась. Зато, уменьшилась и ставка по потребительским кредитам и ипотеке.

Насколько я понимаю сейчас, на тот период, огромное количество клиентов просто не понимало зависимость ключевой ставки от ставок по вкладам. Каждый переживал за свои сбережения, каждый стремился сохранить деньги, но и некоторые пытались все-таки заработать. (хотя, как правило, бытует мнение, что на банках нельзя наживиться). Однако практика показывает, что те клиенты банка, которые успели вложиться помимо длинных вкладов, еще и в облигации, спустя три года преумножили свои сбережения почти на 70%. Уже позже, когда ставка стала снижаться с двузначных значений до однозначных, людей стал заботить вопрос: "Почему банки опять наживаются и не дают таких же процентов как раньше?". То, что стали доступны кредиты по меньшим ставкам, вкладчиков не интересовало. Здесь я заметил разбивку людей на два типа: вкладчиков и заёмщиков. Их интересы были диаметрально-противоположными. Как говорится голодному сытого не понять. Однако после нескольких акцентированных моментов наших коучей на этом показателе, я стал более уважительно относится к нему. Теперь перед каждым заседанием ЦБ недели за две или три я предупреждал клиентов, что возможно (но это не точно!) ставку могут опустить, что даст толчок коммерческих банков к снижению своих ставок по вкладам. А другим я также говорил, что возможное повышение ключевой ставки может повлечь за собой поднятие ставок по кредиту.

Как и прежде, обладающим знаниями может манипулировать мнением своих клиентов, но, конечно, только в рамках закона.