Умный город — это городская местность, в которой используется множество цифровых технологий для улучшения жизни жителей, совершенствования инфраструктуры, модернизации государственных услуг, расширения специальных возможностей, обеспечения экологической устойчивости и ускорения экономического развития. Умные города — это города будущего. Но уже сейчас ежегодно отмечается рейтинг городов мира, которые наиболее соответствуют критериям такого города.
Надо отметить, что на данный момент однозначных критериев умного города не существует – каждое государство трактует их по-своему, есть и российские стандарты.
Так как критерии умных городов разнятся, есть несколько подходов к ним, но консенсус пока не достигнут. В Европейском Союзе, например, оценка умных городов включает 33 критерия в шести группах: экономика, социальный и человеческий капитал, правительство, мобильность, окружающая среда, качество жизни.
Критерии характеризуются реальными показателями: уровнем квалификации рабочей силы, производительностью труда, туристической привлекательностью, транспарентностью (транспарентность - открытость, прозрачность, откровенность при взаимодействии всех участников процесса) муниципалитетов и другими.
Среди главных качеств, присущих умным городам, следует отметить:
- высокую ориентированность на население, бизнес-сегмент, трудящихся и туристов;
- отличную управляемость;
- доступность для жителей, готовность к новым предложениям;
- открытый доступ к информации о деятельности руководства города;
- защиту персональных данных;
- интеграцию служб и инфраструктуры;
- проактивность (активное участие в процессах изменения с пониманием ответственности за результат) населения в процессе обучения и развития.
Считается, что конечная цель внедрения систем умного города – создать место, в котором комфортно жить и удобно работать.
Технологичный город стремится иметь инновации во всех сферах, определяющих структуру города и работу по всем направлениям жизнеобеспечения всех категорий населения.
Ежегодно Центр мировой конкурентоспособности IMD и Сингапурский университет технологий и дизайна проводят исследование, в котором определяют самый умный город мира.
Чтоб оказаться высоко в рейтинге, в городе должны быть реализованы, например, электронные очереди и записи по интернету на прием в больницы и государственные учреждения. Оказаться выше также помогают грамотная организация общественного транспорта: «умный» подход к формированию модели цифрового проездного и способов его оплаты. Кроме того, грамотная организация дорожного движения, которое даёт возможность и пешеходам, и велосипедистам, и общественному транспорту, и частным авто передвигаться по городу без пробок и быстро – также является проявлением «умного» города.
Лондон оборудует фонарные столбы и скамейки такими функциями, как общественный Wi-Fi, датчики качества воздуха и точки зарядки электромобилей.
Сингапур в своих инновационных решениях пилотирует схему национальной цифровой идентификации и устанавливает интеллектуальное освещение, которое само знает, где, когда, как ярко и в какую сторону нужно или не нужно светить.
Получается, что комплекс факторов, которые влияют на итоговую оценку по каждому городу, довольно велик.
В рейтинге учитывались экономические и технологические показатели: уровень здравоохранения и безопасности, мобильность, возможности, перспективы развития и роста.
Для этого специалисты компании опросили около 15 000 человек из 118 городов, в которых просили респондентов оценить применение технологий в их городе.
Лидерами рейтинга уже много лет являются столицы стран Северной Европы. Также постоянно на верхушке рейтинга smart-городов находится Сингапур и азиатские мегаполисы.
При этом исследователи отмечают, что 90% городов по всему миру не имеют официальной стратегии умного развития. Текущий рейтинг, куда вошли более 100 городов, был опубликован в конце 2021 года и подводит итоги года.
Возглавили рейтинг самых умных (технологичных) городов мира Сингапур, Цюрих и Осло. Также в десятку вошли Тайбэй, Лозанна, Хельсинки, Копенгаген, Женева, Окленд, Бильбао.
Наши города (на территории СССР) оказались на почётных местах в сотке лучших: Москва - 54 место, Таллин - 56, Санкт-Петербург - 79, Киев - 82 место, опередив такие известные города, как Токио, Стамбул, Лиссабон, Буэнос-Айрес.
Сингапур -самый умный город
Это - островной город-государство, расположенный в Юго-Восточной Азии среди островов, отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом. Сингапур - один из так называемых «Азиатских тигров». Эффективная политика властей по внедрению инноваций завоевала для него место в ряду самых высокоразвитых городов планеты.
Сингапур считается вторым по безопасности городом на Земле после Токио.
В 2014 году власти Сингапура запустили программу городского развития Smart Nation. В её рамках государство, бизнес и активисты совместно разрабатывают, внедряют и совершенствуют высокотехнологичные проекты, чтобы повысить качество жизни для всех категорий населения.
Государственный акселератор Сингапура Infocomm Investments Pte Ltd создаёт благоприятные условия для быстрого внедрения инноваций в стране. Для этого организация налаживает взаимодействие между государством, стартапами, отдельными специалистами, корпорациями и инвесторами. Совместно созданные ими решения — будь то сервисы для мониторинга муниципальных проблем или сбора медицинских данных — впоследствии дополняются информацией пользователей. В итоге все участники процесса делают свой посильный вклад и получают ощутимые выгоды.
Главный элемент умного города в Сингапуре - уличное движение: здесь интеллектуальные решения используются и для общественного, и для персонального транспорта. На улицах города-государства установлены умные светофоры, минимизирующие число заторов, и дорожные датчики, которые измеряют плотность транспортного потока.
Сингапур пронизан сетью смарт-парковок, которые регистрируют число оставленных на них автомобилей и отправляют в приложение данные о том, где есть свободные места.
В конце января 2021 года в Сингапуре впервые появились коммерческие беспилотные автобусы, они курсируют по двум маршрутам - в Сингапурском научном парке II и на острове Джуронг.
В течение трехмесячного испытательного срока транспортные средства собирали данные для оценки жизнеспособности предоставления услуг, а также безопасности пассажиров, надежности и эффективности услуг. Первое время в кабине автобуса находился водитель, который мог взять на себя управление в чрезвычайных ситуациях.
В разработке проекта участвовали несколько организаций и государственных учреждений с целью стимулирования и ускорения устойчивого развёртывания робототехники в стране. Инициатива, возглавляемая Альянсом по робототехнике (AfA), также была поддержана Советом по вопросам экономического развития Сингапура и Управлением наземного транспорта.
Пилотный проект завершился 30 апреля 2021 года, перед принятием решения о дальнейших шагах по полученным результатам.
- Два маршрута различаются физическими условиями, составом пассажиров и партнеров, типом услуг и транспортных средств, а также концепциями работы, - пояснили в AfA.
Всё это делалось для того, чтобы можно было проанализировать наибольшее количество различных данных, касающихся всех характеристик беспилотных автобусов и их движения по выбранным маршрутам.
Автономные микроавтобусы длиной 7 м каждый и вместимостью 10 человек, курсирующие в указанных регионах, можно забронировать через мобильное приложение Zipster, которое было разработано MobilityX, дочерней компанией SMRT.
Ещё раньше, с 25 августа 2016 года, в Сингапуре стали доступны для поездок шесть машин с беспилотным управлением. В высокотехнологичный автопарк вошли электрокары Renault Zoe и Mitsubishi i-MiEV.
Каждый автомобиль оборудован шестью наборами системы обнаружения Lidar, которая использует лазер для ориентирования в пространстве. Также на автомобилях есть по две камеры на приборной панели для сканирования препятствий и обнаружения изменений сигнала на светофорах.
К 2018 году планировалось полностью заменить весь автопарк на беспилотники. Внедрение в городской автотрафик беспилотного такси nuTonomy позволит снизить число автомобилей в городе в три раза — с 900 тыс. до 300 тыс. машин.
Сингапур строит такую систему транспортной инфраструктуры, чтобы ежедневные поездки на работу могли интегрироваться со всеми имеющимися активными видами мобильности (пешими и велосипедными прогулками), услугами общественного транспорта (mass rapid transit (MRT) и автобусами).
Пешеходные зоны делаются удобными, безопасными и красивыми, высокотехнологичными. Приведу только один пример - знаменитый пешеходный мост «Волны Хендерсона».
В основе моста лежит каркас из изогнутых в характерную для моста волну ребер из стали, которые поочередно возвышаются над палубой моста. Мост предназначен для объединения между собой двух городских парков Маун Фабер (Mount Faber Park) и Телок Бланга Хилл-Парк (Telok Blangah Hill Park).
Весь железный каркас моста обшит досками из желтого леса Балау, который растет в Юго-восточной Азии, это дерево очень хорошо переносит разнообразный климат, как влагу, так и жару, что очень хорошо подходит для такого строения. Вся эта волнообразная металлодеревянная конструкция моста "Henderson Waves" длиной в 294 метра возвышается на высоте 36 метров над шоссе Хендерсона стоя на высоких железобетонных опорах, являясь, таким образом, самым высоким мостом в Сингапуре.
Изгибы моста "Волны Хендерсона" в форме волны, которых насчитывается 7 штук, выполняют роль ниш и в них расположены кресла и скамейки для отдыха, где можно посидеть и полюбоваться замечательными видами, которые здесь действительно впечатляющие, еще и с такой огромной высоты. "Волны" так же являются и крышей, защищая отдыхающих от ветра и солнца, создавая к тому же уютную атмосферу.
Есть в Сингапуре специально разработанные и организованные велосипедные маршруты. Один из них, так называемая Западная приключенческая петля - 20-километровая дорога по дикой части Сингапура. Здесь есть и пешеходная часть прогулок.
Приключенческая петля начинается с пышной зелёной зоны парка Чоа Чу Кан, а затем проходит через другие парки - зелёные зоны. Чтобы испытать себя по-настоящему, надо прокатиться по пересеченной местности парка Чжэнхуа, где участки растительности намеренно оставлены дикими, чтобы добавить парку очарования сельской местности. Затем отправиться в природный парк "Молочная ферма" площадью 75 га, расположенный в загородной местности с пешеходными и велосипедными маршрутами. Остаётся пройти по холмистой местности, прежде чем сделать перерыв, чтобы насладиться потрясающим видом на близлежащий карьер и озеро у юго-западной оконечности парка.
Не смотря на техническую сторону организации жизни города, Сингапур очень зелёный и экологически обустроенный город.
Наряду с решением всех вопросов мобильности города-государства приоритетными в Сингапуре являются ещё два направления : формирование местного здравоохранения и обеспечение граждан жильём, которое включает в себя нечто большее, чем просто жилое пространство.
В государстве действует управление жилищно-коммунального хозяйства, которое за несколько десятилетий построило около миллиона квартир и обеспечило собственным жильем более 90% жителей. Немаловажно отметить, что все дома построены на земле, принадлежащей государству.
В Сингапуре делается упор на высотные дома с просторными квартирами. Строительство финансируется из Центрального фонда сбережений, куда каждый житель обязан ежегодно отчислять 20% от зарплаты.
Первоначальный взнос за квартиру составляет 20% от ее стоимости. Остальную часть разрешается внести в рассрочку.
В Сингапуре существуют специальные многоэтажные комплексы, где расположены квартиры только для пенсионеров. Их предоставляют, если человек сдаёт собственное жильё государству, за что получает плату в виде процентов. Кроме того, уходя на заслуженный отдых, человек получает карту с денежными средствами, которых хватает на всё необходимое. Сумма на карте складывается из отчислений работодателя и личных сбережений пенсионера.
В чём же секрет успеха сингапурского экономического чуда? Стоит отметить ключевые моменты:
- Повышение уровня образования населения
- Внедрение передовых технологий.
- Привлечение средств от иностранных инвесторов.
- Искоренение коррупции.
К истокам сингапурского чуда не относится система социального обеспечения. Как уже упоминалось, каждый сингапурец делает отчисления в Центральный фонд сбережений. Эти деньги идут на пенсионное и медицинское страхование, а также на инвестиции. Социальная роль государства здесь сводится к минимуму. Таким образом, человек рассчитывает только на себя, а результат таков, что в Сингапуре практически нет безработицы и малообеспеченных.
Существенным в достижениях Сингапура являются и отличительные черты нации. Культура, интеллект, стремление к развитию, соблюдение закона – главные ключи финансового успеха, считают многие специалисты.
Благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца, оценил труд, поставив "класс", поделившись информацией, или подписался.