Найти в Дзене

Порт Севастополь

Оглавление
    Строительство нового адмиралтейства в Севастополе. Фото: Российский государственный архив Военно-Морского Флота.
Строительство нового адмиралтейства в Севастополе. Фото: Российский государственный архив Военно-Морского Флота.

При основании Севастополя главным было его географическое расположение и устройство бухт. Выгоду в этом видели как военные, так и гражданские власти и торговцы. У Севастополя были все данные для успешного развития в качестве торгового хаба, но его истинная суть и предназначение - быть военно-морской базой. Давайте вспомним, как развивалось, какие перипетии переживало главное градообразующее достояние города - морской порт.

    План Севастопольского порта, конец XVIII в. Фото: Российский государственный архив Военно-Морского Флота.
План Севастопольского порта, конец XVIII в. Фото: Российский государственный архив Военно-Морского Флота.

Основатель города

Датой основания современного Севастополя считается 14 июня 1783 года. В этот день под руководством контр-адмирала Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего Севастопольской эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской.

Томас Мекензи был сыном Фомы Калиновича Мекензи и Анны, урожденной Янг, внучки Томаса Гордона, еще одного шотландского адмирала на русской службе. Томас Мекензи (англ. Thomas MacKenzie) хоть и имел шотландские корни, но был русским моряком. Как и его обрусевший отец, он сменил имя Томас на Фому. Таким образом, бравым моряком в низших чинах был Томас Мекензи, а вот основателем Севастополя, контр-адмиралом - уже Фома Фомич Мекензи.

    Фома Фомич Мекензи Фото: Википедия
Фома Фомич Мекензи Фото: Википедия

От мичмана до контр-адмирала

Родился Мекензи 29 февраля 1740 г. в Архангельске. В 1765 г. поступил на флот мичманом, служил на Балтике. В чине капитан-лейтенант принял участие в Русско-Турецкой войне 1768-1774 гг.

В 1769 г. Мекензи в составе эскадры контр-адмирала Джона Эльфинстона на корабле «Святослав» пришел в Средиземное море, где в турецких водах стояла эскадра Григория Спиридова и нуждалась в подкреплении. В ночь с 25 на 26 июня 1770 г. адмирал Спиридов в победоносном Чесменском сражении уничтожил весь турецкий флот. Потери русских составили 11 человек, а у турок - 11 тысяч.

В этом сражении Мекензи командовал брандером, был ранен. «В Чесменском порте, будучи употреблен в посылку в турецкий флот с брандером в производившуюся атаку, зажег неприятельский корабль», - писали о нем. Томас был награжден орденом св. Георгия IV класса и произведен в капитаны 2 ранга. Далее он отважно и прилежно служил на флоте.

А 1 января 1783 г. был возведен в контр-адмиралы с назначением для службы в Черноморский флот. Приняв эскадру из девяти фрегатов и нескольких мелких судов, с которыми ему предстояло перезимовать в почти необитаемой Ахтиарской бухте, Томас Маккензи начал расчистку берегов от леса, а чуть позже положил начало новому городу - Севастополю.

Оставаясь начальником эскадры и держа свой флаг на фрегате «Крым», Мекензи стал первым главным командиром Севастопольского порта.

    Примерно на том месте, где находится сейчас городская Доска почета на площади Нахимова, был заложен дом командующего флотом Мекензи. Дом был полностью построен из камней взятых в Хероснесе. Фото: sevarchiv.ru
Примерно на том месте, где находится сейчас городская Доска почета на площади Нахимова, был заложен дом командующего флотом Мекензи. Дом был полностью построен из камней взятых в Хероснесе. Фото: sevarchiv.ru

День основания

14 июня 1783 г. по инициативе Фомы Мекензи заложили четыре каменных постройки: его дома, часовни, кузницы в адмиралтействе и пристани. А следом началось строительство здания адмиралтейства, магазинов, госпиталя и церкви, а также казарм и жилых домов для офицеров. Его заботами устроены были каменоломни и печи для выжигания извести, разного рода хозяйства.

Дом Фомы Мекензи считается первой каменной постройкой в Севастополе, располагался он напротив Графской пристани. В нем впоследствии останавливалась Екатерина II. К сожалению, его хозяин не дожил до визита императрицы в Тавриду.

Фома Фомич умер 21 января 1786 г. В память о нем были названы Мекензиевы горы под Севастополем, где находился его хутор, который ему пожаловал Потемкин в награду за службу.

    Фото: sevarchiv.ru
Фото: sevarchiv.ru

Военно-морская крепость

В 1784 г. Екатериной II был подписан манифест «О свободной торговле в городах Херсоне, Севастополе и Феодосии», объявлявший порты указанных городов открытыми для международной торговли.

В 1789 г. в Севастополе была открыта портовая контора, действовавшая до 1804 г. с перерывом на время военных действий.

Несмотря на манифест, Севастополь начал отстраиваться как Черноморская военно-морская крепость, как город исключительно военного назначения. Об этом в своем путеводителе оставил запись путешественник, археолог Фредерик Дюбуа де Монпере, пребывавший в Крыму в 1832-1834 гг.: «Никакие другие соображения, коммерческого или промышленного порядка, не присутствовали в сознании основателей Севастополя. В результате здесь все военное - флот, арсенал, батареи, казармы».

Чуть ранее будущую крепость Севастополь описывал Павел Сумароков, путешествовавший по Крыму в 1799 г.: «Ахтиар есть настоящий военный город; гарнизон, морские батальоны, матросы и другие команды составляют жителей оного; а обывателей в нем, как выше сказано, самое небольшое количество. В Ахтиаре пребывание всего Черноморского флота, где два таких, как весь Российский вообще, могут зимовать, становиться на рейд и пребывать в тишине вне опасности от погод. Все эти гавани его, которые столь глубоки, что корабли к самым берегам подходят, почитаются примерными и между славнейших во всем свете».

    Вид Севастополя, рисованный с натуры И.К. Айвазовским 27 октября 1854 г. Литография В.Ф. Тимма. 1855 г. Фото: sevarchiv.ru
Вид Севастополя, рисованный с натуры И.К. Айвазовским 27 октября 1854 г. Литография В.Ф. Тимма. 1855 г. Фото: sevarchiv.ru

Крымская война

История Севастополя является отражением истории его порта. Сам город, изначально задуманный как военное поселение, рос и развивался исключительно благодаря военному порту, однако его уникальные бухты привлекали и торговых мореплавателей. После издания императрицей манифеста о свободной торговле в город так или иначе стали стягиваться местные и заграничные купцы, привозившие свои товары как морским, так и сухопутным путем. Вместе с военным начал расти и торговый порт. Но все пошло не по плану из-за военных действий на Черном море.

Деятельность торгового порта периодически приостанавливалась, а когда в 1820 г. порт открыли для купеческих торговых судов, приходивших из российских портов, стало ясно, что этого явно недостаточно для развития города.

Через два года городское общество купцов и мещан обратилось с прошением открыть заграничный коммерческий порт. По их мнению, такой порт должен был способствовать улучшению граждан и развитию города. Но прошение не было удовлетворено, а потом случилась Крымская война.

Военные действия в период Крымской войны нанесли Севастополю катастрофически ущерб. От изобильного и перспективного морского города остались одни развалины. В 1856 г. в Севастополе имелось только 14 малоповрежденных зданий. Восстановление города пошло чуть бодрей только в начале 1870-х годов, когда были отменены статьи Парижского мирного договора, запрещавшие России иметь флот на Черном море. В 1875 г. с введением в эксплуатацию железной дороги Севастополь официально объявили отпускным (экспортным) коммерческим портом.

    Графская пристань. Фото: sevarchiv.ru
Графская пристань. Фото: sevarchiv.ru

Период международной торговли

Когда город в разрухе, единственный выход - привлечение средств предпринимателей, заинтересованных в работе торгового порта. В результате такой политики в севастопольском порту было восстановлено портовое хозяйство, учреждена таможня и карантинное агентство. Военный порт на то время был упразднен.

С 1870-х гг. порт начал оказывать решающее влияние на развитие города, став крупным центром экспорта зерна. Были запущены регулярные рейсы пароходов Русского общества пароходства и торговли в Константинополь. Севастополь начал сотрудничать с американскими, итальянскими, французскими, немецкими, греческими, египетскими портами.

В 1884 г. часть западного берега Южной бухты была предоставлена для устройства коммерческого порта (Царская пристань).

Вопрос о месте размещения торгового порта в Севастополе снова встал на повестку дня. Началось противостояние городских управленцев и военных. С одной стороны, у города была возможность развиваться в гражданском, торговом направлении, с другой, предназначение Севастополя заключалось в том, что город должен быть военно-морской базой.

    Корабельная сторона Севастополя в 1914 году. Сюда упали первые снаряды. Фото: sevarchiv.ru
Корабельная сторона Севастополя в 1914 году. Сюда упали первые снаряды. Фото: sevarchiv.ru

Главная база Черноморского флота

В 1890 г. Севастополь официально объявили главной базой Черноморского флота и крепостью, а комитет министров принял решение о переносе Севастопольского коммерческого порта в Феодосию. Городской голова предлагал оборудовать каботажный порт в Стрелецкой бухте таким образом, чтобы при первой возможности она могла бы стать отпускным коммерческим портом.

В Севастополь из Николаева перебазировали штаб и другие органы управления Черноморского флота. С возрождением флота возникла необходимость иметь и соответствующую береговую базу. В Севастополе заново велось строительство зданий военного порта, причалов, казарм, складов для хранения флотского имущества, боеприпасов, топлива.

В 1894 г. в порту работали 5496 человек, в то время как на всех остальных предприятиях Севастополя - 1405 человек.

С развитием и укреплением Черноморского флота в условиях осложнения политических отношений на международной арене вновь встал вопрос о невозможности совмещения в Севастополе коммерческого порта с военно-морской базой. В 1905 г. порт для внешней торговли был полностью закрыт.

    Порт в Севастополе. Фото: Ю.Югансон
Порт в Севастополе. Фото: Ю.Югансон

Порт Севастополь в 20 и 21 веке

В 1914 г. строительство порта в Стрелецкой бухте было окончено. Однако времени на становление и развитие не было, за время первой мировой и гражданской войн портовое хозяйство в Севастополе было полностью разрушено.

С 1921 г. Севастопольский морской торговый порт был выделен в отдельную единицу с непосредственным подчинением Центральному управлению морского транспорта, стали взиматься портовые сборы. А к 1925 г. Севастопольский порт стал одним из крупнейших пунктов внутренней и внешней торговли на юге.

В годы Великой Отечественной войны деятельность Севастопольского морского торгового порта была прервана. Морской вокзал в Севастополе был разрушен, грузопассажирские суда были приписаны к Военно-морскому флоту.

12 мая 1944 г. Севастопольский порт возобновил свою деятельность как трест «Горпароходство» севастопольского городского коммунального хозяйства.

В 1954 г. «Севастопольское городское пароходство» было переименовано в «Севастопольское агентство Черноморского государственного морского пароходства», принято на баланс Черноморского пароходства и подчинено Ялтинскому порту. Основной задачей предприятия являлось обеспечение бесперебойной транспортировки населения Севастополя и пригородных районов «по бухтам внутреннего рейда военного порта Севастополь».

В 1962 г. Севастопольское агентство было реорганизовано в Севастопольский морской торговый порт III разряда. Через четыре года было введено в эксплуатацию новое здание морского вокзала.

В 1970 г. было закончено строительство пассажирского причала в Артбухте, построен причал ГРЭС. Через пять лет Севастопольскому морскому торговому порту был присвоен II разряд.

После воссоединения Севастополя и Крыма с Россией Законодательное собрание Севастополя приняло постановление о создании на базе инфраструктуры торгового и рыбного портов единого порта «Севастополь», в результате было создано государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской порт».

    Порт располагается в самом сердце города-героя, рядом с Графской пристанью и площадью Нахимова. Фото: krymania.ru
Порт располагается в самом сердце города-героя, рядом с Графской пристанью и площадью Нахимова. Фото: krymania.ru

Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram - там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78

Автор: Валерия Черных

Крым
652,3 тыс интересуются