При основании Севастополя главным было его географическое расположение и устройство бухт. Выгоду в этом видели как военные, так и гражданские власти и торговцы. У Севастополя были все данные для успешного развития в качестве торгового хаба, но его истинная суть и предназначение - быть военно-морской базой. Давайте вспомним, как развивалось, какие перипетии переживало главное градообразующее достояние города - морской порт.
Основатель города
Датой основания современного Севастополя считается 14 июня 1783 года. В этот день под руководством контр-адмирала Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего Севастопольской эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской.
Томас Мекензи был сыном Фомы Калиновича Мекензи и Анны, урожденной Янг, внучки Томаса Гордона, еще одного шотландского адмирала на русской службе. Томас Мекензи (англ. Thomas MacKenzie) хоть и имел шотландские корни, но был русским моряком. Как и его обрусевший отец, он сменил имя Томас на Фому. Таким образом, бравым моряком в низших чинах был Томас Мекензи, а вот основателем Севастополя, контр-адмиралом - уже Фома Фомич Мекензи.
От мичмана до контр-адмирала
Родился Мекензи 29 февраля 1740 г. в Архангельске. В 1765 г. поступил на флот мичманом, служил на Балтике. В чине капитан-лейтенант принял участие в Русско-Турецкой войне 1768-1774 гг.
В 1769 г. Мекензи в составе эскадры контр-адмирала Джона Эльфинстона на корабле «Святослав» пришел в Средиземное море, где в турецких водах стояла эскадра Григория Спиридова и нуждалась в подкреплении. В ночь с 25 на 26 июня 1770 г. адмирал Спиридов в победоносном Чесменском сражении уничтожил весь турецкий флот. Потери русских составили 11 человек, а у турок - 11 тысяч.
В этом сражении Мекензи командовал брандером, был ранен. «В Чесменском порте, будучи употреблен в посылку в турецкий флот с брандером в производившуюся атаку, зажег неприятельский корабль», - писали о нем. Томас был награжден орденом св. Георгия IV класса и произведен в капитаны 2 ранга. Далее он отважно и прилежно служил на флоте.
А 1 января 1783 г. был возведен в контр-адмиралы с назначением для службы в Черноморский флот. Приняв эскадру из девяти фрегатов и нескольких мелких судов, с которыми ему предстояло перезимовать в почти необитаемой Ахтиарской бухте, Томас Маккензи начал расчистку берегов от леса, а чуть позже положил начало новому городу - Севастополю.
Оставаясь начальником эскадры и держа свой флаг на фрегате «Крым», Мекензи стал первым главным командиром Севастопольского порта.
День основания
14 июня 1783 г. по инициативе Фомы Мекензи заложили четыре каменных постройки: его дома, часовни, кузницы в адмиралтействе и пристани. А следом началось строительство здания адмиралтейства, магазинов, госпиталя и церкви, а также казарм и жилых домов для офицеров. Его заботами устроены были каменоломни и печи для выжигания извести, разного рода хозяйства.
Дом Фомы Мекензи считается первой каменной постройкой в Севастополе, располагался он напротив Графской пристани. В нем впоследствии останавливалась Екатерина II. К сожалению, его хозяин не дожил до визита императрицы в Тавриду.
Фома Фомич умер 21 января 1786 г. В память о нем были названы Мекензиевы горы под Севастополем, где находился его хутор, который ему пожаловал Потемкин в награду за службу.
Военно-морская крепость
В 1784 г. Екатериной II был подписан манифест «О свободной торговле в городах Херсоне, Севастополе и Феодосии», объявлявший порты указанных городов открытыми для международной торговли.
В 1789 г. в Севастополе была открыта портовая контора, действовавшая до 1804 г. с перерывом на время военных действий.
Несмотря на манифест, Севастополь начал отстраиваться как Черноморская военно-морская крепость, как город исключительно военного назначения. Об этом в своем путеводителе оставил запись путешественник, археолог Фредерик Дюбуа де Монпере, пребывавший в Крыму в 1832-1834 гг.: «Никакие другие соображения, коммерческого или промышленного порядка, не присутствовали в сознании основателей Севастополя. В результате здесь все военное - флот, арсенал, батареи, казармы».
Чуть ранее будущую крепость Севастополь описывал Павел Сумароков, путешествовавший по Крыму в 1799 г.: «Ахтиар есть настоящий военный город; гарнизон, морские батальоны, матросы и другие команды составляют жителей оного; а обывателей в нем, как выше сказано, самое небольшое количество. В Ахтиаре пребывание всего Черноморского флота, где два таких, как весь Российский вообще, могут зимовать, становиться на рейд и пребывать в тишине вне опасности от погод. Все эти гавани его, которые столь глубоки, что корабли к самым берегам подходят, почитаются примерными и между славнейших во всем свете».
Крымская война
История Севастополя является отражением истории его порта. Сам город, изначально задуманный как военное поселение, рос и развивался исключительно благодаря военному порту, однако его уникальные бухты привлекали и торговых мореплавателей. После издания императрицей манифеста о свободной торговле в город так или иначе стали стягиваться местные и заграничные купцы, привозившие свои товары как морским, так и сухопутным путем. Вместе с военным начал расти и торговый порт. Но все пошло не по плану из-за военных действий на Черном море.
Деятельность торгового порта периодически приостанавливалась, а когда в 1820 г. порт открыли для купеческих торговых судов, приходивших из российских портов, стало ясно, что этого явно недостаточно для развития города.
Через два года городское общество купцов и мещан обратилось с прошением открыть заграничный коммерческий порт. По их мнению, такой порт должен был способствовать улучшению граждан и развитию города. Но прошение не было удовлетворено, а потом случилась Крымская война.
Военные действия в период Крымской войны нанесли Севастополю катастрофически ущерб. От изобильного и перспективного морского города остались одни развалины. В 1856 г. в Севастополе имелось только 14 малоповрежденных зданий. Восстановление города пошло чуть бодрей только в начале 1870-х годов, когда были отменены статьи Парижского мирного договора, запрещавшие России иметь флот на Черном море. В 1875 г. с введением в эксплуатацию железной дороги Севастополь официально объявили отпускным (экспортным) коммерческим портом.
Период международной торговли
Когда город в разрухе, единственный выход - привлечение средств предпринимателей, заинтересованных в работе торгового порта. В результате такой политики в севастопольском порту было восстановлено портовое хозяйство, учреждена таможня и карантинное агентство. Военный порт на то время был упразднен.
С 1870-х гг. порт начал оказывать решающее влияние на развитие города, став крупным центром экспорта зерна. Были запущены регулярные рейсы пароходов Русского общества пароходства и торговли в Константинополь. Севастополь начал сотрудничать с американскими, итальянскими, французскими, немецкими, греческими, египетскими портами.
В 1884 г. часть западного берега Южной бухты была предоставлена для устройства коммерческого порта (Царская пристань).
Вопрос о месте размещения торгового порта в Севастополе снова встал на повестку дня. Началось противостояние городских управленцев и военных. С одной стороны, у города была возможность развиваться в гражданском, торговом направлении, с другой, предназначение Севастополя заключалось в том, что город должен быть военно-морской базой.
Главная база Черноморского флота
В 1890 г. Севастополь официально объявили главной базой Черноморского флота и крепостью, а комитет министров принял решение о переносе Севастопольского коммерческого порта в Феодосию. Городской голова предлагал оборудовать каботажный порт в Стрелецкой бухте таким образом, чтобы при первой возможности она могла бы стать отпускным коммерческим портом.
В Севастополь из Николаева перебазировали штаб и другие органы управления Черноморского флота. С возрождением флота возникла необходимость иметь и соответствующую береговую базу. В Севастополе заново велось строительство зданий военного порта, причалов, казарм, складов для хранения флотского имущества, боеприпасов, топлива.
В 1894 г. в порту работали 5496 человек, в то время как на всех остальных предприятиях Севастополя - 1405 человек.
С развитием и укреплением Черноморского флота в условиях осложнения политических отношений на международной арене вновь встал вопрос о невозможности совмещения в Севастополе коммерческого порта с военно-морской базой. В 1905 г. порт для внешней торговли был полностью закрыт.
Порт Севастополь в 20 и 21 веке
В 1914 г. строительство порта в Стрелецкой бухте было окончено. Однако времени на становление и развитие не было, за время первой мировой и гражданской войн портовое хозяйство в Севастополе было полностью разрушено.
С 1921 г. Севастопольский морской торговый порт был выделен в отдельную единицу с непосредственным подчинением Центральному управлению морского транспорта, стали взиматься портовые сборы. А к 1925 г. Севастопольский порт стал одним из крупнейших пунктов внутренней и внешней торговли на юге.
В годы Великой Отечественной войны деятельность Севастопольского морского торгового порта была прервана. Морской вокзал в Севастополе был разрушен, грузопассажирские суда были приписаны к Военно-морскому флоту.
12 мая 1944 г. Севастопольский порт возобновил свою деятельность как трест «Горпароходство» севастопольского городского коммунального хозяйства.
В 1954 г. «Севастопольское городское пароходство» было переименовано в «Севастопольское агентство Черноморского государственного морского пароходства», принято на баланс Черноморского пароходства и подчинено Ялтинскому порту. Основной задачей предприятия являлось обеспечение бесперебойной транспортировки населения Севастополя и пригородных районов «по бухтам внутреннего рейда военного порта Севастополь».
В 1962 г. Севастопольское агентство было реорганизовано в Севастопольский морской торговый порт III разряда. Через четыре года было введено в эксплуатацию новое здание морского вокзала.
В 1970 г. было закончено строительство пассажирского причала в Артбухте, построен причал ГРЭС. Через пять лет Севастопольскому морскому торговому порту был присвоен II разряд.
После воссоединения Севастополя и Крыма с Россией Законодательное собрание Севастополя приняло постановление о создании на базе инфраструктуры торгового и рыбного портов единого порта «Севастополь», в результате было создано государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской порт».
Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram - там самая оперативная информация!
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78
Автор: Валерия Черных