Если в предыдущей главе 4 мы читаем о видении Святым Иоанном Богословом престола Бога-Отца, где Бог-Отец явился в виде драгоценных камней, потому что "Бога никто и никогда не видел" и не вынесет лицезрения Бога-Отца, то в 5-ой главе Апостол Иоанн видит на небе Иисуса Христа.
Причем с пятой главы по конец одиннадцатой главы Бог-Сын Господь Наш Иисус Христос описывается исключительно как Агнец и только после того как седьмой Ангел вострубил: "И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков."
- только после этого места в книге Апокалипсис вместе с Агнцем про Бога-Сына употребляются Иисус Христос, Сын Человеческий.
В предыдущих главах я пытался изложить свою точку зрения, что книга Апокалипсис написана Иоанном после того, как он оказался в духе в день воскресный и видел небесные видения. Времени в земном понимании для Бога и всех чинов ангелов Его нет, так как Они пребывают в вечности. И для нас вечность описывается как прошлое, настоящее и будущее. Поэтому в Апокалипсисе мы находим не только события настоящие, будущие, но и прошлые даже по отношению к времени жизни Иоанна Богослова и времени написания книги Апокалипсис - вторая половина первого века.
И как я начал изучение Апокалипсиса с утверждения, что ключик к понимаю этой книги находится в 12 главе, где явно показано, что Пресвятая Богородица рождает Христа, и начиная с пятой главы мы читаем о важных событиях Ветхого Завета, времен от сотворения мира до Рождения Христа в духовном их понимании.
С этой точки зрения понятно, почему Вторая Ипостась Святой Троицы - Бог-Сын упоминается как Агнец - в Его ветхозаветном понимании и в ветхозаветном прообразе Христа.
Неудивительно, что такая позиция находит слабую поддержку среди христиан, потому что мы уже привыкли видеть в книге Откровение некий такой страшный фильм ужасов, где главную роль играет дьявол, сатана, зверь, антихрист и многие другие ужасающие для человеческого восприятия сущности.
А позиция, которую стараюсь изложить я, она более рассказывает нам о духовной сущности Бога, Христа, Богородицы, грядущем тысячелетнем Царстве Христа на земле, когда Евангелие будет проповедано всем народам, и люди будут в своем сердце носить Христа. Христос будет воцаряться в сердцах людей, и люди будут постоянно причащаться. А это время сатана будет скован на тысячу лет.
Согласитесь, для сатаны эта незавидная участь и это сильно подрывает его авторитет у своих адептов, а ему нужно постоянно возогревать память о себе, о своем могуществе и о своем командовании миром. Поэтому силами зла сделано все, дьяволом применены все тончайшие средства культуры, политики, образования, чтобы восприятие книги Откровение было именно в его пользу.
Но когда начинаешь постоянно причащаться и в сердце воцаряется Христос, ум просвещенный Христом уже может различать эти дьявольские штучки и не поддаваться им. Сердце наполненное Христом, видит только оптимистичные картины будущего. Чего нем бояться, когда с нами Христос? Видя не только в себе, но и в других людях очевидное духовное преображение именно после некоторого времени непрерывного и постоянно причастия, становится очевидным, что тысячелетнее Царствование Христа на земле вполне возможно, и должно предваряться Евхаристическим Возрождением.
Общаясь с людьми, которые познали силу Христову в постоянном причащении, удивительно обнаружить, насколько едиными мы становимся во Христе. Нас даже не интересует кто мы и что мы, кем работаем, где живем, нас полностью занимает исключительно Христос. Христос соединяет нас - камушек как цемент в бетоне, и мы становимся единым Телом Христа и уже не тремся друг о друга, пытаясь что-то доказать.
В это наверное невозможно просто так поверить, для непознавшего Христа сердца это выглядит некиим помешательством, прелестью. Для этого даже уже заготовлены многочисленные клише в сознании, которые подогревают гордость и тщеславие: он ненормальный, так нельзя, вот я нормальный, я все правильно делаю.
Поэтому глупо с моей стороны ожидать, что сторонников такого толкования книги Откровение будет много. Это с человеческой стороны конечно огорчает, но с другой стороны больше заставляет отрываться от мира, который лежит во зле и во лжи, отрываться от дольнего мира и больше жить горним.
И подтверждение моим словам находим в комментариях Экумения, первого автора давшего полное толкование на Апокалипсис. Было это в 6 веке.
Говоря про книгу запечатанную семью печатями в пятой главе, которую смог раскрыть только Христос в ветхозаветном прообразе "Агнца как бы закланного" Экумений описывает так:
"Вписанными изнутри могли бы быть те из Израиля, кто благочестиво следовал закону; а снаружи - язычники, которые творили идолопоклонство, по худшему жребию, прежде чем уверовали во Христа."
Т.е. видно, что автор усматривает Израиль, еврейский народ, которому были даны ветхозаветные заповеди и пророки, которые указывали как жить до пришествия Христа. Мне лично это доказывает мою точку зрения о том, что речь с 5 по 11 главу идет именно про ветхозаветное время, и про еврейский народ.
5 глава
Описывает нам божественное Писание как некую книгу Божию, в которой записаны все люди. Возможно, книгой он называет Божие памятование о нас, и разве лишь пророк именует ее книжечкой 1, когда говорит: зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные (Пс. 138:16). Мудрейший же Моисей, заступаясь за согрешивший Израиль, взывая к Богу, вопиет: и теперь, если Ты прощаешь им грех их, прости, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32:32). Именно такую книгу, написанную внутри и отвне, видит божественный евангелист. Вписанными изнутри могли бы быть те из Израиля, кто благочестиво следовал закону; а снаружи - язычники, которые творили идолопоклонство, по худшему жребию, прежде чем уверовали во Христа. Книга была в деснице Божией; это, как я основательно полагаю, пути святых, поступавших праведно в древности. А книга была закрыта и запечатана семью печатями.
*1 Τό βιβλιον – уменшит. форма от η βιβλος, книга.Примечания
Экумений, Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 75.26-76.14.Источник
3И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
5И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
Как сказано, открыл книгу и печати Тот, Кто поборол нашего победителя, дьявола. А кто был львом от колена Иудина? Конечно же, Христос, о Ком сказал патриарх Иаков: преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт. 49:9). А что от Иуды по плоти произошел Господь, свидетельствует божественный апостол: ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (Евр. 7:14). Кто-то может удивиться, почему он не называет Его, вслед за Исаией, отраслью от корня Иессеева и ветвью, произросшей от корня (Ис. 11:1), но корнем Давидовым. Он это говорит, показывая, что по человеческой природе Он был отраслью, произросшей от корня Иессеева и Давидова, а по Божественной - Он Сам корень не только Давида, но и всякого создания, чувственно зримого и умного, - поскольку Он виновник всякого бытия, как и прежде говорилось.
Экумений, Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 78.6-22.Источник
Иоанн называет Господа Агнцем по причине Его невинности и благодетельности. Ибо как агнец ежегодным приношением руна доставляет благо, так и Господь открывает руку Свою и насыщает все живущее по благоволению (Пс. 144:16). Так же называет Его и пророчество, гласящее устами Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен (Ис. 53:7), и Иеремии: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня (Иер. 11:19). Был же Он Агнцем не закланным, но как бы закланным. Ведь Христос воскрес, поправ смерть и опустошив ад от удерживавшихся в нем душ, поскольку Его смерть не была смертью по твердой неотменимости, но смертью, тотчас же усеченной благодаря воскресению. Затем, после воскресения, Господь явил знаки смерти: отпечатки гвоздей, животворящее Свое тело, обагренное кровью, согласно тому, что говорил Исаия от лица святых ангелов: Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в полном точиле1? (Ис. 63:2). Поэтому как бы закланным Он предстал в видении. А семь рогов знаменуют великую Его силу, поскольку семь, будучи совершенным числом, являет собой множество, как говорилось выше; а рога суть символ мощи по пророку, который сказал: все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника (Пс. 74:11), и согласно Аввакуму: рога в руках Его2. Что есть семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю, растолковывает нам, конечно же, Исаия: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится(Ис. 11:2-3).
*1 Точило (от течь, истекать) - выбитая в скале ванна, где получали виноградный сок, отжимая его ногами. *2 Вероятно, Авв. 3:4: Блеск ее- как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!Примечания
Экумений, Комментарий на Откровение. TLG 2866.004, 78.28-79.30.Источник
7И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
10и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
Эта песнь новая, поскольку поется в честь воплотившегося Бога и прежде воплощения ее еще не исполняли. Что же это была за песнь? - Ты достоин совершить это спасение ради людей, Ты - Тот, Кто был заклан ради нас и Своей кровью искупил многих под небесами. И совершенно непререкаемо сказано: из всякого колена и языка, и народа и племени. Ибо Он не всех приобрел Себе - многие скончались, не уверовав, но тех, кто из всех достоин спасения. Подобным образом говорил и пророк: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь во всех народах (Пс. 81:8)1, но, очевидно, не все народы. И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Можно и в дополнение к написанному (что речь о верных и служителях Христовых, царях и предстоятелях Церквей) понимать под царями тех, кто властвует над страстями, и ими не руководствуется. А под священниками - тех, кто предлагает свои собственные тела в качестве святой живой благоугодной Богу жертвы (Рим. 12:1), согласно Писанию.
*1 Во всех народах - версия Септуагинты, которую использует Экумений. В Синод. переводе: наследуешь все народы.Примечания
Экумений, Комментарий на Откровение . TLG 2866.001, 81.12-82.1.Источник