Найти в Дзене
Умному недостаточно

И громогласно произнёс:"Асса!"

"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв

Невыразимо печальная сцена — Бананан, избитый в КПЗ истеричным «работягой», возвращается домой и заходит в комнату, где собралась его маленькая семья. Бабушка парит ноги, а мама над ней хлопочет, подливает воду в таз. Бананан наигрывает на балалайке грустный русский мотив, нежно целует бабушку и садится у телевизора, по которому идёт сюжет о награждении Брежнева почётным оружием.

"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв

Комната выдержана в красных тонах. На стене пунцовый цветастый ковёр, на полу алое покрытие, в углу — кумачового цвета накидка. Атмосфера скрытого ужаса. Печально и страшно — потому, что мы знаем, чем всё закончится.

Смертью Бананана. Гибелью юноши, имени которого мы так и не узнаем.

Не песней Цоя, нет. Это фильм завершается песней про загадочных «нас», в которых находится неведомое «всё». А сама история завершается сумрачным ялтинским небом, смотрящимся в сумрачное ялтинское море, скрывающим в нескольких метрах от берега тело заколотого Бананана. Смерть Крымова, и механические сборы задержанной Алики» в личное чистилище (под видом следственного изолятора) — уже послесловие.

"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. Виктор Цой — камео
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. Виктор Цой — камео
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв

Сергей Соловьёв рассказывал, что хотел снять что-то в индийском стиле, что-то очень успешное в прокате, чтобы «ломились и на люстрах висели». Что же, ему это удалось. Я не знаток индийского кино, только почти всё, что я видел, у меня ассоциировалась с очень уж преувеличенными эмоциями, буквально страстями «навыпуск». Кроме того, я помню в основном благополучные финалы индийских мелодрам: разлучённые соединяются, влюблённые преодолевают препятствия, зло побеждено.

Вот и в «Ассе»: зло (Крымов) побеждено, а радоваться некому. И Алика, разрядившая обойму в своего «папика», если и делает шаг, то к переменам внутренним, а не социальным. А социальные перемены оказались фикцией. Крымовы расплодились и размножились, количество алик не сократилось, только они, пожалуй, существенно опростились и стали более нетребовательны к своему внутреннему миру, а вот банананы стремительно повывелись. Они обзавелись именами и занялись устройством своих дел.

"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв

К вопросу о Крымове. Станислав Говорухин был недоволен трактовкой своего персонажа. Он был высокого мнения о Крымове, иначе, видимо, не согласился бы играть. Соловьёв и так его уговорил с колоссальным трудом. Сам режиссёр писал, что Крымов — «талантливейший человек». В целом режиссёр и актёр сходились (с небольшими нюансами) в отношении взаимного интереса эпохи и Крымова. Говорухин полагал, что эпоха Крымова не поняла. Соловьёв надеялся, что отвергла. Ошибались оба.

Крымовы чувствуют себя уверенно в любых без исключения эпохах. Они хозяева «реальной» жизни. Иногда ненадолго.

Крымов — убийца. И тут совершенно нечего наводить тень на плетень. Будь он просто башковитым «цеховиком», властным и жёстким лидером — пусть себе обустраивает свой персональный жилищный «раёк». Но он просто-напросто мстительный завистник и хладнокровный убийца. Естественно, с полным ФИО, в отличие от Бананана.

Вот вам и антагонист из индийских мелодрам — всё как положено, чтобы зло было полнокровным, внушало страх и омерзение.

"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. Сергей Бугаев в роли Бананана, Татьяна Друбич в роли Алики
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. Сергей Бугаев в роли Бананана, Татьяна Друбич в роли Алики
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. Станислав Говорухин в роли Крымова (Свана)
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. Станислав Говорухин в роли Крымова (Свана)

Алика кажется не очень умной девушкой. Девочка Алиса из знакомого всем литературного произведения, прекрасно знает, что «...если выпить слишком много из пузырька с надписью «Яд», то почти наверняка, рано или поздно, почувствуешь недомогание». Алика старше Алисы в два раза, и не понимает таких очевидных вещей. Следовательно — не умеет или не желает задумываться над последствиями своих поступков, что часто к нему приводит к плачевным результатам. Допустим, что Алике нравится брутальная мужественность Крымова, она даже уверила себя, что любит его, но безразличие к странному образу жизни, который ведёт её кавалер, характеризует её, скорее, как девушку с вялым умом и невысокой степенью критичного отношения к происходящему. Однако же, такой Алику увидел сценарист, режиссёр этот образ поддержал, и если нам дороги чувства Бананана, то можно быть сдержаннее в выводах. Скажем так: Алика малоопытна.

Что же касается Бананана, то я этого персонажа очень люблю. Люблю безусловно, без всяких оговорок. И я понимаю, что он во многом персонаж российской «комедии масок». И всё же, он живой, неподражаемо странный, как вообще многие персонажи фильмов Соловьёва. Мы мало что о нём знаем. Несколько характерных черт: независим, упрям, нежен. Живёт Бананан в мире своих заповедных снов. Там и остаётся его душа после трагической смерти. Убийство парня — одна из самых ошеломляющих сцен российского кино, на мой взгляд.

В юности (кино вышло на экраны, когда я как раз окончил школу) я хотел быть не то, что похож на Банана, а, скорее, влиться в его форму жизни, отношения к миру: свобода, талант, ирония, внутреннее право быть заповедным собой.

Это юношеское, конечно. Я тоже отчасти человек из полубезумной неформальной тусовки своего города, в которой все были вместе и каждый сам по себе. Но на тот момент времени мы были в правильном месте. И время было правильное.

И что-то в ком-то осталось.

Перемены происходили без нашего участия. Цой ведь верно спел о том, что все требовали перемен, и при этом их ждали. Перемены — то, что происходит, пока ты их ждёшь.

"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. В роли Альберта — Виктор Бешляга, в роли его жены Зои — Анита Жуковская
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв. В роли Альберта — Виктор Бешляга, в роли его жены Зои — Анита Жуковская
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв

Я не могу и сейчас спокойно пересматривать это кино. Сильно оно меня беспокоит, тревожит. Как будто возвращаюсь на тридцать лет назад, когда посещал кинотеатры с друзьями, а нередко в одиночестве, и замирал от звуков хоральной прелюдии Баха в сцене прогулки Альберта, Зои и Крымова по Никитскому ботаническому саду (и вспоминал сцену невесомости в «Солярисе»).

Что же касается эпизода путешествия Бананана и Алики по канатной дороге, то это чудо, да и только. И тут я совершенно согласен с мнением киноведа Александра Казакевича, что песня «Город золотой» — «лейтмотив истории любви, так ни разу и не поцеловавшихся в кадре Алики и Бананана — любви мучительной, страстной, жертвенной».

"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв
"Асса", 1987 г., режиссёр Сергей Соловьёв

Прекрасно и мудро, на мой взгляд, что зрители отстранены волей режиссёра от каких бы то ни было сцен более личного характера, даже поцелуев, объятий, прикосновений. Только взгляды — почти украдкой, и смущённые улыбки. И так нетрудно поверить, что история любви осталась платонической, и запечатлена только в сердцах Бананана и Алики. И тогда это уже история о рыцаре без страха и упрёка, вечный сюжет о разлучённых влюблённых и вечной любви.

Теперь я скажу то, с чем, как предполагаю, многие не согласятся. Фильм ничего не потерял бы, если бы в нём звучала не музыка звёзд отечественного рока, а Исаака Шварца, и, если бы в нём участвовали не представили андеграундной тусовки, а просто хорошие актёры. Того же Сергея Бугаева подавляющее большинство зрителей восприняли как неизвестного актёра, а не авангардного питерского художника Африку. Другое дело, что фильм не стал бы культовым без этой музыки и этих исполнителей. Так что Сергей Соловьёв разыграл отличную карту и выиграл.

«Асса» стала поворотным фильмом для Сергея Александровича, как мне кажется. Нельзя было изменять себе, нельзя было изменять времени, но нельзя было изменять и зрителю. И вот из этих трёх соображений и возникла так называемая «перестроечная трилогия».

Фильмы Сергея Соловьёва