Современная мультипликация во многом унифицирована и часто отличается лишь героями. Техника, цвет и пропорции везде примерно одинаковы. Однако какие-то 30-40 лет назад региональные отличия были весьма существенными и мультфильмы каждой страны имели своего конкретного зрителя. Предлагаю бегло рассмотреть путь, который прошли мультфильмы СССР, США и Японии.
С чего всё начиналось
Американская мультипликация произошла из комиксов, отсюда её главная особенность - многосерийность. Ведь истории в комиксе строились таким образом, чтобы их можно было бесконечно продолжать. При этом юмор привязывался к нелепой внешности персонажей или их гротескному поведению. Словом, всё что можно быстро отрисовать.
Советская мультипликация вышла из политического плаката. В 20-е годы по стране колесили агитпоезда, где в качестве наглядных материалов использовались мульт-плакаты. В них, заранее вырезанные трафареты, приводились в действие акторами. Тут не требовалось многосерийности, зато необходимо было создавать несколько продуманных историй.
Японская анимация выросла из манги. И на первый взгляд может показаться, что манга это те же самые американские комиксы. Однако это не так. Если в США рисованные картинки заполняли технические пробелы в газетах. То манга - это настоящая гравюра, уходящая корнями к свиткам XII века.
Техника
Родословная мультфильмов определила и технику их создания. В Союзе первая анимация создавалась методом перекладки. То есть герои отрисовывались, вырезались, фигуры делились на части и выкладывались на мультстанок.
Американская анимация сразу была рисованной. Первые картины требовали подробной прорисовки каждого кадра. Со временем художники стали работать на прозрачных плёнках. Это значительно удешевило процесс и позволило быстро создавать многосерийные картины.
Японское аниме изначально создавалось перекладками и аппликациями. Однако с проникновением западных технологий постепенно ушло в сторону отрисовки. А после оккупации Японии Соединёнными Штатами рисованные мультики полностью захватили рынок.
Общие черты
Поскольку в 20-е - 40-е годы в Япония и СССР были авторитарными режимами, правящие круги активно использовали мультипликацию в деле образования и пропаганды.
Так в стране Восходящего Солнца Момотаро, громил американцев на Тихом Океане. А в Союзе Тук-Тук и приятель Жук боролись со свиньёй, подозрительно похожей на японца.
После Второй Мировой японская анимация активно перенимала опыт голливудских студий. Именно тогда в аниме появились большие выразительные глаза, которые считаются фишкой аниме. Однако ряд специалистов считает, что это иллюзия и глаза японских мультгероев точно такие же как у американских. Примерно 1/5 часть от высоты всей головы.
Местные особенности
В СССР приветствовалось разнообразие мультяшных технологий. Поэтому сегодня мы можем наслаждаться картинами сделанными из пластилина, кукольной анимацией и даже техникой живописи по стеклу.
Японцы охотно включали в мультфильмы собственных божеств и религиозные атрибуты. Например, священные ворота Тории присутствуют практически в каждой картине.
Вот такой культурный багаж имеется у каждой анимационной школы. А какие мультфильмы нравятся вам? Пишите ответы в комментарии. Жамкайте большой палец вверх и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.