Найти тему

Сериал "Шаляпин" - что понравилось и не понравилось (второго больше)

Вчера досмотрела этот сериал, делюсь впечатлениями. Сначала о том, что понравилось.

Во-первых, это все, что касается визуального ряда. То есть - отличная работа оператора, художников по костюмам, реквизиторов, гримеров и т.п.

В сериале прекрасно сняты и города, и реки, и поля, и природа в целом. Красиво, иногда захватывает дух от полетов камеры. Очень удачно "загримированы" города - даже асфальт засыпан. Старинные вывески, антураж, атмосфера - действительно есть ощущение того времени.

-2

Его передают и квартиры, мебель, наряды, прически - все кажется естественным.

-3

Второе, что понравилось - это арии и песни в исполнении Ильдара Абдразакова, который "играл" голос Шаляпина. Очень мощный певец, хотелось слушать и слушать - и чтобы было больше и больше музыки.

Третье - это подбор актеров. Их внешние данные в целом соответствовали прототипам. Видно было, что создатели просмотрели много фотографий из прошлого и старались максимально приблизить актеров к реальности.

-4

Кстати, отдельно понравился Александр Горбатов - действительно очень красивый и фактурный молодой человек. Радует, что есть еще на русской земле такие статные богатыри с голубыми глазами.

Но вот дальше переходим к недостаткам. Актер-то красив, но Шаляпин у него какой-то не шаляпистый. Мне то Маяковский виделся, то Георгий Юматов в "Офицерах".

-5

И это еще самый маленький недостаток, потому что в целом сериал мне вообще не понравился, пересматривать я его вряд ли буду, несмотря на красивую картину. А я считаю, что только желание возвращаться к фильму - это показатель его качества и ценности.

-6

Что плохо в сериале? Это работа сценаристов и режиссера. Такое чувство, что они только просмотром фотографий и ограничились. Ну, еще статью в Википедии почитали. Ну, очень быстро и по диагонали "Страницы моей жизни" глянули. Видно, что очень мало читали про то время из других источников, очень мало знают про самого Шаляпина.

-7

И, как ни странно, это еще можно было бы простить. Ну, был бы красивый фильм про вымышленного персонажа. Но они просто не сумели создать при этом какой-то конфликт, какую-то основополагающую идею сериала, придать ему какую-то логику.

-8

Причем первые две серии я смотрела с интересом, потому что там еще была как раз некая логика. Но она просто естественным образом возникла, независимо от создателей - бедный парень хочет стать богатым и знаменитым. Но дальше все стало непонятно и скучно.

-9

Ну вот, он им стал. А дальше-то что? А дальше я вообще никакой логики не нашла. К чему он стремится, что он хочет, что за человек вообще? Что создатели сказать-то хотели? То есть грандиозная личность не раскрыта вообще. И с третьей серии появилось ощущение какой-то духоты, хотелось, чтобы все уже побыстрее закончилось.

Еще в сериале расставлены какие-то непонятные акценты. Например, отец Шаляпина. Ну ладно, пусть он нехороший человек. Но отец Шаляпина в реальности умер в 1901 году, а создатели буквально вытащили его из могилы и показали, что он в 1911 приезжает к сыну и устраивает пьяный дебош. К чему эта сцена вообще была?

-10

С точки зрения истории страны тоже все непонятно. Ладно, после революции у них ужас-ужас, вокруг быдло, чернь и революционные матросы. Но и до революции у них вокруг царские сатрапы, нехорошие чиновники, и сплошное долой самодержавие.

Вывод-то какой? Что у нас всегда и везде все плохо?

При этом в финальной серии Шаляпин страдает, что ему власти вынули всю душу. Но ему просто сказали - мужик, у тебя две семьи, определись, с которой из них ты оправишься на гастроли. Вообще-то он сам себе две семьи устроил, никто не виноват.

-11

Кстати, совершенно не понятен пафос финальной сцены - мол, я остаюсь в России, конец фильма. Но мы-то знаем, что Шаляпин уехал в эмиграцию (и, к слову, оставил первую жену и детей). Вот к чему это все было?

Еще не понятно, почему как раз на этом моменте все отрубили - в эмиграции Шаляпин прожил много лет, довольно насыщенных. Вертинский в своих мемуарах про это писал и очень интересно.

-12

К слову, такая же интересная и насыщенная жизнь была у Шаляпина и до революции. Но создатели как-то прошли ее по касательной, ограничившись скандалами-интригами-любовными разборками.

Выпали какие-то интереснейшие моменты, дружба с очень многими великими. Кстати, весь цвет творческой интеллигенции того времени показан практически только в пьянках и кутежах.

-13

Как будто бы это не они создавали все эти шедевры русского искусства. По версии современных режиссеров, им бы просто некогда было это делать, они все время пили и кутили с цыганами.

Кстати, есть один довольно известный исторический эпизод, как Шаляпин встал на колени перед царем.

-14

Современники его за это действительно критиковали. Но я вот тут недавно копалась в очередной раз в старых журналах и нашла прямую речь самого Шаляпина - никто его не подставлял, сам добровольно встал. А в фильме вокруг этого интрига почти на целую серию, как его обманули.

-15

Еще один очень непонятный момент - постоянно появляются и исчезают какие-то непонятные персонажи и образы. То есть, с ними начинается какая-то интрига, но она тут же обрывается, совершенно на ровном месте.

По Чехову, если ружье висит на стене, оно должно выстрелить. Но тут эти ружья вообще не стреляли. Вот к чему был, например, персонаж Екатерины Шпицы? Появилась и исчезла. Все.

-16

Или влюбленная горничная. С ней создатели начали какую-то интригу - тут же оборвали. Или появился Рахманинов - тут же исчез. Или секретарь Шаляпина - начали с того, что он вешается. Ну как-то раскройте потом тему, если с такого накала начали. Ну что он счастлив стал, или еще что-то. Но нет, ружье опять не выстрелило.

-17

Или вот образ украшения, сорванного Шаляпиным-мальчиком на сцене. Оно постоянно появляется, на него идет постоянный акцент, потом оно просто исчезает. К чему оно было-то?

Ну и вот такое недоумение после всего сериала. Я реально не поняла, какая в нем мысль-то вообще, к чему все это снято-то было, что сказать-то хотели?

Но один раз посмотреть можно - ради картинки и ради того, чтобы потом поинтересоваться, а как на самом-то деле все было.

Кстати, написала эту статью и пошла перечитывать шаляпинскую "Маску и душу". И тут же написала заметку "Две высказывания Шаляпина, которые очень много говорят о нем самом".

Похоже, создатели сериала эти высказывания не читали.

Наталья Трубиновская

Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской