Вчера досмотрела этот сериал, делюсь впечатлениями. Сначала о том, что понравилось.
Во-первых, это все, что касается визуального ряда. То есть - отличная работа оператора, художников по костюмам, реквизиторов, гримеров и т.п.
В сериале прекрасно сняты и города, и реки, и поля, и природа в целом. Красиво, иногда захватывает дух от полетов камеры. Очень удачно "загримированы" города - даже асфальт засыпан. Старинные вывески, антураж, атмосфера - действительно есть ощущение того времени.
Его передают и квартиры, мебель, наряды, прически - все кажется естественным.
Второе, что понравилось - это арии и песни в исполнении Ильдара Абдразакова, который "играл" голос Шаляпина. Очень мощный певец, хотелось слушать и слушать - и чтобы было больше и больше музыки.
Третье - это подбор актеров. Их внешние данные в целом соответствовали прототипам. Видно было, что создатели просмотрели много фотографий из прошлого и старались максимально приблизить актеров к реальности.
Кстати, отдельно понравился Александр Горбатов - действительно очень красивый и фактурный молодой человек. Радует, что есть еще на русской земле такие статные богатыри с голубыми глазами.
Но вот дальше переходим к недостаткам. Актер-то красив, но Шаляпин у него какой-то не шаляпистый. Мне то Маяковский виделся, то Георгий Юматов в "Офицерах".
И это еще самый маленький недостаток, потому что в целом сериал мне вообще не понравился, пересматривать я его вряд ли буду, несмотря на красивую картину. А я считаю, что только желание возвращаться к фильму - это показатель его качества и ценности.
Что плохо в сериале? Это работа сценаристов и режиссера. Такое чувство, что они только просмотром фотографий и ограничились. Ну, еще статью в Википедии почитали. Ну, очень быстро и по диагонали "Страницы моей жизни" глянули. Видно, что очень мало читали про то время из других источников, очень мало знают про самого Шаляпина.
И, как ни странно, это еще можно было бы простить. Ну, был бы красивый фильм про вымышленного персонажа. Но они просто не сумели создать при этом какой-то конфликт, какую-то основополагающую идею сериала, придать ему какую-то логику.
Причем первые две серии я смотрела с интересом, потому что там еще была как раз некая логика. Но она просто естественным образом возникла, независимо от создателей - бедный парень хочет стать богатым и знаменитым. Но дальше все стало непонятно и скучно.
Ну вот, он им стал. А дальше-то что? А дальше я вообще никакой логики не нашла. К чему он стремится, что он хочет, что за человек вообще? Что создатели сказать-то хотели? То есть грандиозная личность не раскрыта вообще. И с третьей серии появилось ощущение какой-то духоты, хотелось, чтобы все уже побыстрее закончилось.
Еще в сериале расставлены какие-то непонятные акценты. Например, отец Шаляпина. Ну ладно, пусть он нехороший человек. Но отец Шаляпина в реальности умер в 1901 году, а создатели буквально вытащили его из могилы и показали, что он в 1911 приезжает к сыну и устраивает пьяный дебош. К чему эта сцена вообще была?
С точки зрения истории страны тоже все непонятно. Ладно, после революции у них ужас-ужас, вокруг быдло, чернь и революционные матросы. Но и до революции у них вокруг царские сатрапы, нехорошие чиновники, и сплошное долой самодержавие.
Вывод-то какой? Что у нас всегда и везде все плохо?
При этом в финальной серии Шаляпин страдает, что ему власти вынули всю душу. Но ему просто сказали - мужик, у тебя две семьи, определись, с которой из них ты оправишься на гастроли. Вообще-то он сам себе две семьи устроил, никто не виноват.
Кстати, совершенно не понятен пафос финальной сцены - мол, я остаюсь в России, конец фильма. Но мы-то знаем, что Шаляпин уехал в эмиграцию (и, к слову, оставил первую жену и детей). Вот к чему это все было?
Еще не понятно, почему как раз на этом моменте все отрубили - в эмиграции Шаляпин прожил много лет, довольно насыщенных. Вертинский в своих мемуарах про это писал и очень интересно.
К слову, такая же интересная и насыщенная жизнь была у Шаляпина и до революции. Но создатели как-то прошли ее по касательной, ограничившись скандалами-интригами-любовными разборками.
Выпали какие-то интереснейшие моменты, дружба с очень многими великими. Кстати, весь цвет творческой интеллигенции того времени показан практически только в пьянках и кутежах.
Как будто бы это не они создавали все эти шедевры русского искусства. По версии современных режиссеров, им бы просто некогда было это делать, они все время пили и кутили с цыганами.
Кстати, есть один довольно известный исторический эпизод, как Шаляпин встал на колени перед царем.
Современники его за это действительно критиковали. Но я вот тут недавно копалась в очередной раз в старых журналах и нашла прямую речь самого Шаляпина - никто его не подставлял, сам добровольно встал. А в фильме вокруг этого интрига почти на целую серию, как его обманули.
Еще один очень непонятный момент - постоянно появляются и исчезают какие-то непонятные персонажи и образы. То есть, с ними начинается какая-то интрига, но она тут же обрывается, совершенно на ровном месте.
По Чехову, если ружье висит на стене, оно должно выстрелить. Но тут эти ружья вообще не стреляли. Вот к чему был, например, персонаж Екатерины Шпицы? Появилась и исчезла. Все.
Или влюбленная горничная. С ней создатели начали какую-то интригу - тут же оборвали. Или появился Рахманинов - тут же исчез. Или секретарь Шаляпина - начали с того, что он вешается. Ну как-то раскройте потом тему, если с такого накала начали. Ну что он счастлив стал, или еще что-то. Но нет, ружье опять не выстрелило.
Или вот образ украшения, сорванного Шаляпиным-мальчиком на сцене. Оно постоянно появляется, на него идет постоянный акцент, потом оно просто исчезает. К чему оно было-то?
Ну и вот такое недоумение после всего сериала. Я реально не поняла, какая в нем мысль-то вообще, к чему все это снято-то было, что сказать-то хотели?
Но один раз посмотреть можно - ради картинки и ради того, чтобы потом поинтересоваться, а как на самом-то деле все было.
Кстати, написала эту статью и пошла перечитывать шаляпинскую "Маску и душу". И тут же написала заметку "Две высказывания Шаляпина, которые очень много говорят о нем самом".
Похоже, создатели сериала эти высказывания не читали.
Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской