К прошлой статье «Таблица чувств» у читателей появились вопросы.
В дополнение к той статье, расскажу, как мы ее используем и с чего начинали изучение.
Такую же таблицу мы передали в школу. Стратегию к ней учителя выбирают с Тимом сами, без моего участия. Мы же используем дома то, что работает у нас.
Изучать эмоции мы начали, примерно, полгода назад. Использовали для этого самодельные карточки. Затем, когда это стало Тиму доступно, я купила несколько игр, помогающих понять эмоции.
Обязательно расскажу о них позже.
Кроме игр я проговариваю чувства вслух. Например, Тим плачет. Я сообщаю ему о том, что он расстроен. Кричит, говорю, что он зол.
Так же делаю и с положительными эмоциями. Тим получил подарок, я радостно восклицаю, как здорово!!! Ты рад!
Озвучиваю свои чувства и чувства братьев, сестер.
Еще один важный шаг. Мы учим его справляться с негативными эмоциями. А они у него зашкаливают. По крайней мере, до недавнего времени так было. Тим мог валяться и кричать посередине магазина, в кафе или на улице. Пытаться выйти из машины во время движения или разносить дом.
С двух Тиминых лет мы перепробовали многое. Принимали как правильные решение, так и ошибались, пытаясь нащупать почву под ногами.
Однажды муж застал картину, как я учу Тима бить кулаком в диванную подушку во время очередного приступа гнева. Муж оказался против. И он был прав. Это неверная методика. Подросший Тим должен научиться самообладанию, а не разносу близстоящей мебели.
С ошибками приходили и верные решения.
Отвлечь Тима не работает. Поэтому боремся с самим состоянием.
В самые критичные моменты уносим его в спальню, закрываем окна светонепроницаемыми шторами и создаем тишину. Это значит, что все члены семьи должны разойтись и замолчать. Остаётся с ним только папа или мама.
Накрываем Тима тяжелым одеялом и ложимся рядом.
Через какое-то время, Тим в состоянии сказать, что он успокоился.
Ни в коем случае не используем кровать или комнату, как наказание.
Если до критического состояния не дошли, то у нас срабатывает подышать и сделать массаж ручек. Просто сдавливаю Тиму кисти рук и называю это массаж.
Дома можем использовать мячик су-джок, чтобы массировать им руки и ноги.
Мы делали это и раньше. Но было все в пустоту.
А однажды в магазине расстроенный Тим протянул мне свои ручки и сказал: «Мама, сделай мне массаж, а я буду дышать».
Сделали массаж, подышали и успокоились. А я в очередной раз убедилась, что с нашими детьми нужно время и постоянство.
И дело тут не в массаже, дыхательной гимнастике или мячике су-джок.
У ребенка вырабатывается привычная ему стратегия, которая помогает справляться с пугающей неизвестностью или рухнувшими планами.
Когда мы начали вводить таблицу чувств, Тим уже знал значение таких эмоций, как спокойный, печальный или злой. Мы проговаривали уровень состояния, на котором он находится, в хороший момент. Потому что, когда эмоции зашкаливают, сложно что-то донести.
В эти же моменты обсуждали, что будем делать, если Тим начнёт злиться.
В нашей таблице 5 уровней состояния.
- Спокойный и счастливый.
- Печальный.
- Расстроенный.
- Злой.
- Вышел из под контроля.
С правой стороны от вулкана пишется стратегия, которая поможет в зависимости от состояния. Это может быть все, что подходит именно вам и ребенку.
Наши стратегии отличаются от школьных.
В момент спокойствия, Тим может продолжать свое занятие.
В момент выхода из под контроля, нужно полежать в кроватке в темной, тихой комнате.
Уровни два, три и четыре:
- Попить воды.
- Сделать массаж и подышать.
- Попросить помощь.
Можно слушать музыку или выйти на улицу, почитать книжку или сосчитать до десяти, уйти в тихое место и побыть одному… Все, что ближе или доступнее каждому конкретному ребенку.
Тим научился понимать свое состояние и, с нашей помощью, справляться с истериками.
Цель, к которой мы стремимся - чтобы он мог распознать свои тревожные чувства до взрыва вулкана и предпринять необходимые меры.