Найти тему
Дважды аутизм

Таблица чувств. Аутизм. Дополнение

К прошлой статье «Таблица чувств» у читателей появились вопросы. 

В дополнение к той статье, расскажу, как мы ее используем и с чего начинали изучение. 

Такую же таблицу мы передали в школу. Стратегию к ней учителя выбирают с Тимом сами, без моего участия. Мы же используем дома то, что работает у нас. 

Изучать эмоции мы начали, примерно, полгода назад. Использовали для этого самодельные карточки. Затем, когда это стало Тиму доступно, я купила несколько игр, помогающих понять эмоции. 

Обязательно расскажу о них позже. 

Кроме игр я проговариваю чувства вслух. Например, Тим плачет. Я сообщаю ему о том, что он расстроен. Кричит, говорю, что он зол. 

Так же делаю и с положительными эмоциями. Тим получил подарок, я радостно восклицаю, как здорово!!! Ты рад! 

Озвучиваю свои чувства и чувства братьев, сестер. 

Еще один важный шаг. Мы учим его справляться с негативными эмоциями. А они у него зашкаливают. По крайней мере, до недавнего времени так было. Тим мог валяться и кричать посередине магазина, в кафе или на улице. Пытаться выйти из машины во время движения или разносить дом. 

С двух Тиминых лет мы перепробовали многое. Принимали как правильные решение, так и ошибались, пытаясь нащупать почву под ногами. 

Однажды муж застал картину, как я учу Тима бить кулаком в диванную подушку во время очередного приступа гнева. Муж оказался против. И он был прав. Это неверная методика. Подросший Тим должен научиться самообладанию, а не разносу близстоящей мебели. 

С ошибками приходили и верные решения. 

Отвлечь Тима не работает. Поэтому боремся с самим состоянием. 

В самые критичные моменты уносим его в спальню, закрываем окна светонепроницаемыми шторами и создаем тишину. Это значит, что все члены семьи должны разойтись и замолчать. Остаётся с ним только папа или мама. 

Накрываем Тима тяжелым одеялом и ложимся рядом. 

Через какое-то время, Тим в состоянии сказать, что он успокоился. 

Ни в коем случае не используем кровать или комнату, как наказание.

Если до критического состояния не дошли, то у нас срабатывает подышать и сделать массаж ручек. Просто сдавливаю Тиму кисти рук и называю это массаж. 

Дома можем использовать мячик су-джок, чтобы массировать им руки и ноги. 

Мы делали это и раньше. Но было все в пустоту. 

А однажды в магазине расстроенный Тим протянул мне свои ручки и сказал: «Мама, сделай мне массаж, а я буду дышать». 

Сделали массаж, подышали и успокоились. А я в очередной раз убедилась, что с нашими детьми нужно время и постоянство. 

И дело тут не в массаже, дыхательной гимнастике или мячике су-джок. 

У ребенка вырабатывается привычная ему стратегия, которая помогает справляться с пугающей неизвестностью или рухнувшими планами. 

Когда мы начали вводить таблицу чувств, Тим уже знал значение таких эмоций, как спокойный, печальный или злой. Мы проговаривали уровень состояния, на котором он находится, в хороший момент. Потому что, когда эмоции зашкаливают, сложно что-то донести. 

В эти же моменты обсуждали, что будем делать, если Тим начнёт злиться. 

В нашей таблице 5 уровней состояния. 

  1. Спокойный и счастливый. 
  2. Печальный. 
  3. Расстроенный. 
  4. Злой. 
  5. Вышел из под контроля.

С правой стороны от вулкана пишется стратегия, которая поможет в зависимости от состояния. Это может быть все, что подходит именно вам и ребенку. 

Наши стратегии отличаются от школьных. 

В момент спокойствия, Тим может продолжать свое занятие. 

В момент выхода из под контроля, нужно полежать в кроватке в темной, тихой комнате. 

Уровни два, три и четыре:

  1. Попить воды. 
  2. Сделать массаж и подышать. 
  3. Попросить помощь.

Можно слушать музыку или выйти на улицу, почитать книжку или сосчитать до десяти, уйти в тихое место и побыть одному… Все, что ближе или доступнее каждому конкретному ребенку. 

Тим научился понимать свое состояние и, с нашей помощью, справляться с истериками.  

Цель, к которой мы стремимся - чтобы он мог распознать свои тревожные чувства до взрыва вулкана и предпринять необходимые меры.