Преподобный Лев Оптинский писал духовному чаду:
"Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно. Когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя."
Если спросить у современного человека, что главное сегодня, почти каждый ответит: богатство и здоровье.
А как же тогда слова преподобного Льва? "Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно".
Тут - психология. Тут - бездны раненой души.
Потому и богатство, падающее на эти бездны, не всегда ведут к радости.
Это не простые слова. Душа должна быть готова к богатству.
Когда Фицджеральд говорил с пиететом: "Богатые не такие как мы с вами", Хемингуэй отвечал ему с иронией: "Конечно, не такие. У них денег больше". На первый взгляд, прав Хемингуэй. Разницы между богатыми и бедными нет никакой. Однако, богатый человек не просто имеет больше денег, он умеет распоряжаться своим богатством - а это уже искус, для кого-то искусство, для кого-то гибельное искушение.
Лично я заметил, что богатые люди часто бывают скуповаты. И это вполне объяснимо: многие из них начинали богатеть от скупости - откладывали в кубышку копейка к копеечке, отказывали себе во многом, приучили себя к аскезе во имя мамоны, скупали ценности, копили, вкладывали, извлекали прибыль. Подчинили свою жизнь накоплениям. Поэтому смело можно сказать, что они другие по сущности. Не такие как мы с вами. Это в пользу Фицджеральда.
На днях по ТВ рассказали о людях, ставших богатыми неожиданно, как в сказке. Вчера еще считали мелочь в карманах, а завтра вдруг превратились в миллионеров. Остановлюсь на одном показательном случае: в старом обветшавшем доме хозяин нашел клад. Старинные серебряные и золотые монеты. Сдал государству. Получил причитающееся. Вышло два миллиона. Представьте себе картину: вчерашний бедный больной мужчина со своим представлением о жизни, не мечтавший никогда о богатстве, вдруг превратился в миллионера. Вы думаете, он потратил часть денег на здоровье? Улучшил жилье? Понятно, что в его положении помогать кому-то нелепо. Потому что он сам нуждался в помощи. И вот помощь пришла как бы из ниоткуда. Бог подал. А дальше пошли искушения. Явились друзья, которых никогда раньше не было. Женщины, которых давно обходил стороной. Само собой - застолье. Нужно отметить. Само собой - хорошие напитки, закуски.
Два месяца хватило на полупьяное житие с миллионами. Очнулся однажды без денег в своей обветшалой квартирке, больной, неухоженный. В привычной обстановке. Одинокий. Деньги ушли так же неожиданно, как пришли. Как будто сон приключился: во сне этом он стал миллионщиком, пил, ел от пуза, женщинам подмигивал, все крутились возле него как возле царствующей персоны. Но сон оборвался и снова - привычная нищета.
Если бы у хозяина нашелся еще один клад, миллионов на десять, картина была бы та же самая - только с более горьким финалом.
Отсюда вопрос, который задал писатель Фицджеральд: "Богатые не такие как мы с вами?"
У них не только денег больше. У них другое душевное устроение. Факт.
И кто больше богат - богатый или бедный? - еще под вопросом. Василий Великий пишет:
Мы, бедные, отличаемся от богатых свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены.