Найти тему

Как постичь природу ума?

Самый лучший способ реализовать окончательную реальность – это постичь природу собственного ума, поскольку именно ум определяет, останемся мы скитаться в сансаре или обретём свободу нирваны. То, как мы воспринимаем всё, что нас окружает, целиком зависит от ума, поскольку именно он генерирует все события опыта восприятия – как заблуждения, так и состояние просветления. Поэтому самым важным объектом медитации является сам ум. В тексте «Повторение имён сутры Дхармы» сказано:

Бодхисаттва Викрантамати сказал: «Сущность всех учений заключена в понимании того факта, что все отдельно существующие феномены целиком и полностью зависят от ума. Для того чтобы привести ум в состояние покоя, тебе придётся положиться на сам ум. Если сможешь постичь природу ума, то обретёшь знание обо всём на свете. Развивать проникающее видение природы ума следует аккуратно и без напряжения».

Если мы сможем постичь истинную природу ума, то поймём природу всех феноменов, поскольку если освобождается ум, то освобождается и всё остальное. В «Сутре облаков драгоценностей» сказано:

Ум является отправным пунктом всех феноменов. Лишь постижение истинной природы ума приводит к постижению истинной природы всего остального.

В «Сутре мудрости на пороге смерти» сказано:

Постижение истиной природы ума – это обретение мудрости. Обретение мудрости – это просветление. Просветление можно обнаружить лишь в истинной природе ума.

Сараха сказал:

Когда ум ограничен,
Мы пребываем в заключении.
Когда ум освобождается,
Мы вырываемся из сансары.

И далее:

Если ум постигает свою собственную истинную природу,
Он сам собой освобождается от искажённых воззрений
И обретает великое блаженство.
Это и есть наивысшие сиддхи.

Тилопа сказал:

Постижение природы ума
Похоже на то, как срубают дерево у самого корня.
Попытки обрести духовное прозрение иным способом
Похожи на то, как обрубают у дерева ветви.

Нам следует всеми силами стремиться к тому, чтобы получить опыт проникающего видения истинной природы ума, поскольку именно природа ума является основой заключения в сансаре и освобождения в нирване. Согласно Шантидеве, неведение истинной природы ума может привести лишь к страданиям. Поэтому нет практики эффективнее, чем медитация на природе ума. В тексте «Вступление на путь бодхисаттвы» сказано:

Неведение природы ума
Всегда приводит к страданию.
Если стремишься к достижению счастья,
Нет практики лучше, чем знание природы ума.

И далее:

Я дал обещание тренировать ум
И бдительно за ним наблюдать.
Это и есть истинный аскетизм,
А мучить собственное тело – в чём здесь аскеза?

Некоторые философы и люди с аналитическим складом ума возражают против того, чтобы уделять медитации на природе ума такое большое значение, аргументируя это тем, что если бы достижение просветления было возможно благодаря медитации на природе ума, без применения для этого анализа и логического обоснования, то все живые существа без труда бы его достигали, поскольку истинная природа ума обычного существа и истинная природа ума существа просветлённого ничем не отличаются друг от друга. Подобная критика практики медитации линии передачи ничем не обоснована. Она лишь указывает на недостаточную осведомлённость о ней критикующих. Эти философы и интеллектуалы ошибочно полагаются исключительно на концептуальное понимание пустотности, которое считают чем-то особенно ценным, а заблуждающийся ум воспринимают как что-то, от чего нужно во что бы то ни стало избавиться.

Если бы эти критики обладали более широкими познаниями в текстах традиции махамудры, то поняли бы, что истинная природа ума ничем не отличается от самой пустотности. В действительности пустотность – это и есть истинная природа ума. Поэтому, медитируя на истинной природе ума, мы автоматически медитируем на пустотности, поскольку они нераздельны. И точно так же, когда мы постигаем истинную природу ума, мы постигаем окончательную реальность. Но об этом мы поговорим подробнее в последующих главах, а в рамках объяснения медитации випашьяны я ограничусь лишь этим кратким упоминанием.

Когда йогин приходит к выводу, что природа ума обычного живого существа и природа ума существа просветлённого не отличаются друг от друга, это не является его чисто субъективным мнением. Если бы философы и интеллектуалы, критикующие нашу традицию, изучили аутентичные тексты, они бы сразу обнаружили многочисленные подтверждения этого вывода. Например, в «Сутре явления на Ланку» сказано:

Будда – это сам ум, который преобразился,
Отказавшись от концептуальных усложнений.
Этот просветлённый ум
Позволяет нам постичь окончательную реальность.

В тексте «Коренная тантра Колеса времени» сказано:

Ум обычных живых существ не загрязнён и ясен.
Он не обладал независимым существованием изначально.
Он никогда не возникал, не пребывал и не исчезал сам по себе —
Без стечения надлежащих причин и условий.

В тексте «Царь всех тантр [Калачакра]» сказано:

Все живые существа являются изначально просветлёнными, ведь состояние будды можно обнаружить в уме всех обычных живых существ.

В «Тантре неразрушимой дакини» сказано:

Когда ум постигает свою истинную природу,
Мы понимаем, что были пробуждены изначально.

В «Тантре реализации сущности недвойственности»
сказано:

Будду не найти вне нас самих.
Будду можно найти лишь в пространстве нашего собственного сознания.

В тексте «Устные наставления Манджушри» сказано:

Существование отдельных феноменов полностью обусловлено самим умом.
Понимание этого и есть состояние будды.

Эти цитаты из аутентичных текстов служат подтверждением нашего вывода о том, что природа ума обычных живых существ ничем не отличается от природы ума существ просветлённых. Согласно традиции махамудры, медитация випашьяны является методом, который позволяет нам получить опыт проникающего видения истинной природы ума, благодаря которому мы приходим к выводу, что ум является изначально чистым. Никакие омрачения не в силах его загрязнить. В «Сутре, испрошенной Растрапалой» сказано:

Когда мы медитируем на истинной природе ума,
Сущность всех феноменов предстаёт как пустотность.

В «Тантре наставлений ваджрного купола» сказано:

Воодушевлённые бодхичиттой,
Мы медитируем на природе ума
И достигаем просветления.
Вот она – священная истина состояния будды.

И далее:

Когда мы медитируем на нераздельности
Пустотности, осознавания и сострадания,
Мы олицетворяем Будду, Дхарму и Сангху.

В тантрах и комментариях к ним мы можем обнаружить множество утверждений, что медитация на природе ума – это лучший метод достижения просветления. Этот метод не является чем-то необычным и для традиции сутры. В учениях колесницы махаяны говорится о двух разновидностях бодхичитты – относительной, которая связана с практикой сострадания ко всем живым существам, и абсолютной, которая является синонимом природы будды, истинной природы ума, пустотности и окончательной реальности.

— Тралег Ринпоче. Лунное сияние махамудры

Приобрести книгу вы можете в магазине «Нартанг»
https://narthang.ru/product/lunnoe-siyanie-mahamudry

Тралег Ринпоче и Далай-лама 14
Тралег Ринпоче и Далай-лама 14