Убеждения о себе.
Первично определяют нашу самооценку убеждения о себе, установки о принципах жизни и подсознательные драйвера (внутренние побуждаторы поведенческих и психоэмоциональных реакций).
Убеждения о себе могут быть трёх видов:
🔘 Помогающие.
🔘 Вредящие (закрепляются, главным образом, через многократные послания значимых людей или через серьезные психотравматические события).
🔘 Смежные (в какой-то ситуации помогают, в какой-то - вредят).
Негативные убеждения о себе опасны тем, что чаще всего мы их не осознаем. Мы можем даже думать о себе вполне положительно, даже в какой-то степени считать себя лучше всех. При этом в глубине можно найти негативное убеждение, которое влияет на жизнь.
Виды вредящих самооценке посланий значимых людей .
1️⃣ Послание о природной неполноценности и дефективности.
Направлены на саму сущность человека и подразумевают, что он не достоин любви, хуже других, никогда не сможет заслужить доверия по причине врождённой дефективности или неуместности своего появления на Свет. И это якобы непоправимо.
Пример: "ты - плохой/глупый", "тебя невозможно любить", "ты не наш, не нашей породы", "в тебе что-то не нормально", "твой брат отличник, а ты - бестолочь", " "все дети - как дети, а ты оболтус".
Пренебрежение к запросам ребенка, отсутствие интереса к событиям в его жизни, отсутствие тактильного внимания, не замечают присутствия ребенка, выделение других детей или членов семьи, физическое или сексуальное насилие (потеря личной автономности и восприятие себя как объекта, не имеющего возможности защищать свои интересы).
2️⃣ Угрозы лишения любви как инструмент манипуляции и контроля над поведением ребенка.
Условие для ребенка - не будет соответствовать ожиданиям - будет отвергнут.
Пример: "не сделаешь ...- не буду тебя любить".
3️⃣ Управление/ контроль через пристыжение.
Пример: "я буду тебя считать не таким, стыдить, называть плохими словами, пока ты не сделаешь...."
4️⃣ Семейная декорация респектабельности.
Миссия каждого члена семьи - поддержание иллюзии абсолютного соответствия одобряемым социумом нормам. Скрывают реальность происходящего в семье во избежании критических оценок.
Пример:"Дети должны всегда ходить чистыми/учиться на пятерки", "никому не говорите, что родители ругаются/папа пьет"
5️⃣ Передача вины и стыда по наследству.
Родители с завышенными чувствами вины и стыда подают детям пример восприятия событий и реакций на них. Так передается стыд и вина из поколения в поколение.
6️⃣ Назначение виноватым.
Перекладывание ответственности за свой взрослый выбор, свою жизнь и ее качество на ребенка.
Ребенок привыкает себя винить во всех неприятных ощущениях своих близких и стремится сделать их счастливыми.
Пример: " Я вынужден жить с твоей матерью, т.к. родился ты"
7️⃣ Обвинение и пристыжение за проявление эмоций.
Когда ребенок смеётся над тем, что по мнению взрослого не смешно, а также запрет на проявление агрессии или злости.
Пример: "Смех без причины - признак дурачины", " тебе весело, когда маме грустно/папа устал?! Тогда ты - эгоист", "Не смей злиться", "нельзя злиться на маму, если ты ее любишь"
8️⃣ Необоснованные обвинения наказаний.
Использование значимыми людьми своей власти без прояснения причинно - следственной связи. Или когда родители предъявляют противоположные требования. Либо когда непонятно, что сделал не так.
Пример' "Потому что я так сказал", "будь самостоятельным. Делай, что я говорю", "ты сам должен понимать, что натворил"
9️⃣ Ожидание аморального поведения.
Проявляется в подозрениях и дополнительном контроле и проверках.
Пример:(когда подросток опоздал) "Опять ты поздно пришел - глупостями занимался".
🔟Отказ в прощении.
Совершившему проступок не позволяют возможности загладить вину.
Пример: "Я больше с тобой не разговариваю".
Это перечень некоторых посланий, которые наиболее распространены.
В результате таких посланий ребенок может делать выводы, что он разочаровывает и обременяет близких; что его терпят, а не любят и ценят; что он должен постоянно добиваться одобрений, иначе от него отвернутся; что он не может быть счастливым и любимым. Когда вырастает - сравнивает себя, завидует другим, обесценивая себя; ищет внешние подтверждения социальному уровню,; напрягается, чтобы заслужить любовь и признание; к проявлению любви относится с недоверием.
Убеждения о себе, о других, о жизни во многом определяют наши реакции. Когда Вы раз за разом попадаете в повторяющиеся неприятные ситуации, полезно будет подумать о том, что Вас туда толкает - какие желания, цели, потребности? Что побуждает на такие поступки и реакции? Такие размышления тоже могут помочь найти вредящие убеждения.
Коррекция вредящих убеждений
Если Вы обнаружили у себя какие-то негативные убеждения - это уже хорошо. Вы их осознали. Что же дальше? Следующий шаг -
🔷 Поставить под сомнение свои вредящие убеждения.
🔷 Заменить их на помогающие убеждения.
Как это сделать - объясню в упражнении "Актуализация вредящих посланий и замена их на здоровые альтернативы".
1️⃣ Разделить лист бумаги на две части.
2️⃣ Слева записать вредящие моей самооценке послания из детства и сформированные из них убеждения или сомнения.
3️⃣ Затем в правой части напротив каждого вредящего убеждения записать новое - помогающее. Из которого хотите жить и действовать. Оно будет помогать самооценке.
4️⃣ Вспомните примеры, когда работало у Вас помогающее убеждение.
Пример.1) Негативное убеждение - я плохая мать. Помогающее новое убеждение - я достаточно хорошая мать, иногда у меня что-то не получается, но я достаточно ухаживаю и люблю своего ребенка. Вспоминаю, как я играю с ребенком, покупаю ему любимую еду и т.д
2) Вредящее убеждение - я пролила чай - у меня руки - крюки. Помогающее убеждение - у меня умелые ручки, ими я могу много сделать хорошего. Вспоминаю, как я мою посуду, умею шить и рисовать и прочее.
Таким образом поработать над каждым своим вредящим убеждением. Желаю Вам удачи!
Жан-Поль Сартр: "Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня".
Автор: Надежда Смирнова
Психолог, Онлайн
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru