Найти в Дзене
Петр Власов

Самая результативная подлодка Советского ВМФ (3). Атака на «Штойбен»

Оглавление
Пассажирский лайнер «General von Steuben» (довоенное фото)
Пассажирский лайнер «General von Steuben» (довоенное фото)

Так получилось, что для послевоенных исследователей впечатление от потопления «Вильгельма Густлоффа» (своей эффектностью нанесенного врагу урона - для одних, и ужасом огромного числа невинных жертв - для других) почти полностью заслонило вторую цель С-13, потопленную Маринеско через несколько дней. Между тем атака на транспорт «Штойбен» происходила в сложных условиях и более достойна наименования «Атака века». К тому же уничтожение этого экс-лайнера так же явилось страшной морской катастрофой, и хотя число погибших людей на «Штойбене» меньше, чем число погибших на «Густлоффе», оно все же в два с лишним раза превосходит количество пассажиров, утонувших на знаменитом «Титанике»!

В стремлении закрепить успех, который должен был окончательно освободить Маринеско от угрозы трибунала, командир С-13 после потопления «Густлоффа» продолжил активный поиск вражеских судов, и в ночь с 9 на 10 февраля обнаружил западнее Данцигской бухты крупное судно, охраняемое тремя (по другим источникам двумя) миноносцами. Это и был военный транспорт «Штойбен» водоизмещением 14.660 брт.

Судно, построенное немцами в 1922-1923 гг. как океанский пассажирский лайнер, поначалу называлось «Мюнхен». Лайнер осуществлял пассажирские перевозки между Германией и США, но после пожара, случившегося в порту Нью-Йорка, почти полностью выгоревший «Мюнхен» на несколько лет «встал на прикол». Лишь к 1931 году он был восстановлен заново; обновленный, лайнер тогда и был переименован в «Генерал фон Штойбен» (General von Steuben) - в честь немецкого полководца, воевавшего в XVIII веке в составе американских повстанческих войск за обретение колониями независимости и за создание США. Правда, с 1938 г. судно стали именовать просто «Штойбен». С началом 2-й мировой войны «Штойбен», как и «Густлофф», был мобилизован военным флотом Германии, вооружен зенитными пушками и передан в распоряжение высшего командного состава Кригсмарине.

В конце 1944 – начале 1945 г из-за выхода советских войск к границам Восточной Пруссии командование использовало «Штойбена» как транспорт для эвакуации раненых и населения. При этом на лайнере, так же, как и на «Густлоффе», не было нанесено знаков госпитального судна – красных крестов. Мало того, к этому времени «Штойбен» был окрашен в трехцветный зимний камуфляж, точно такой, какой несли все боевые корабли германского военно-морского флота.

Транспорт «Штойбен» в зимнем боевом камуфляже  германского военно-морского флота. Фото 1945 г.
Транспорт «Штойбен» в зимнем боевом камуфляже германского военно-морского флота. Фото 1945 г.

До встречи с подлодкой С-13 бывший лайнер совершил 18 рейсов, эвакуировав в общей сложности 26.445 раненых и 6.694 беженца. 9 февраля 1945 г. «Штойбен» вышел из Пиллау в очередной, 19-й рейс, имея на борту свыше 4.000 человек. В их числе были: 285 членов экипажа лайнера (гражданские моряки и военнослужащие – зенитчики), 2.680 раненых солдат и офицеров, 270 медиков из госпиталя, около 100 боеспособных солдат и около 900 беженцев. А в 02.10 ночи с 9 на 10 февраля «Штойбен» и сопровождавшие его боевые корабли были обнаружены советской подлодкой С-13, находившейся в надводном положении…

22 минуты ушло у Маринеско, чтобы определить, кого же он встретил. Темнота и большое для ночного опознавания цели расстояние, отсутствие на противнике огней и ломаный маскировочный военных камуфляж корпуса «Штойбена» ввели Маринеско в заблуждение: он решил, что встретился… с легким крейсером «Эмден». Высокая скорость движения конвоя исключала погружение субмарины под воду: в этом случае С-13 неизбежно бы отстала от врага и потеряла бы его. Но находиться долго в надводном положении рядом с вражеским соединением из четырех боевых кораблей, Маринеско тоже посчитал опасным. Подгоняло советских подводников в действиях и то, что вражеский отряд шел противолодочным зигзагом – следовательно, корабли могли внезапно повернуть и скрыться в ночной темноте. Поэтому атака была стремительной; она заняла (согласно записям судового журнала С-13) не более 20 минут. Бытующие в некоторых изданиях рассказы о четырехчасовом преследовании «Штойбена» не соответствуют документальной информации.

Схема атаки С-13 на транспорт «Штойбен»
Схема атаки С-13 на транспорт «Штойбен»

В 02.38 С-13 легла на параллельный конвою курс, чтобы точно просчитать скорость движения противника; через 10 минут, рассчитав параметры для атаки, Маринеско попытался повернуть нос лодки на «крейсер», но тут шедший справа от «Штойбена» миноносец, выполняя зигзаг, перекрыл субмарине цель. Сближение происходило быстро, немцы в любой момент могли обнаружить лодку, и Маринеско решил отвернуть в сторону, а торпеды выпустить на развороте из кормовых аппаратов. Нужно отдать моряку должное: в этих сложных условиях Александр Иванович действовал четко, продумано и рационально, мгновенно реагируя на быстрые изменения обстановки. В 02.49 С-13 легла в крутой разворот, а Маринеско в течение всего одной минуты успел заново рассчитать новые параметры атаки. В 02.50 субмарина дала кормовой двухторпедный залп по открывшемуся «Штойбену» (интервал пуска торпед – 14 секунд, дистанция до цели – 10 кабельтовых). Сразу после залпа С-13 увеличила ход до 18 узлов, чтобы быстрее скрыться в спасительной темноте. В 02.52 обе торпеды поразили «Штойбен»: удалявшиеся советские подводники услышали два взрыва и увидели во мраке две вспышки. Тут же темный горизонт прорезали лучи прожекторов, в небо взметнулись осветительные ракеты. В 03.02 на С-13 услышали еще три последовательных взрыва вдали (вероятно, на лайнере сдетонировал боезапас), после чего там, где остался немецкий конвой, вспыхнуло сильное зарево. Но буквально через пять минут огонь загас: «Штойбен» затонул за 15 минут! Миноносцы смогли спасти только 659 человек (погибло 3.608, большинство утонувших - раненые солдаты и беженцы).

Так художник представил себе потопление лодкой С-13 лайнера «Штойбен»
Так художник представил себе потопление лодкой С-13 лайнера «Штойбен»

Маринеско, убежденный в том, что он отправил на дно целый крейсер, сообщил по радио в штаб о потоплении «Эмдена». Но к моменту его возвращения на базу советская разведка выяснила, что «Эмден» остается в строю, а жертвой С-13 стало транспортное судно. Тем не менее, «потопление в одном походе двух крупных транспортов с огромным количеством фашистских руководителей и матерых эсэсовцев на борту» (как об этом успехе рассказывали советские газеты) было достойно правительственной награды. Ведь эти две победы вывели Маринеско на первое место среди командиров-подводников Советского Союза по уничтоженному вражескому тоннажу (40.144 брт); одновременно общий потопленный лодкой С-13 за войну тоннаж (44.186 брт) сделал эту субмарину самой результативной советской подлодкой Великой Отечественной войны. И командир дивизиона капитан 2-го ранга А.Е. Орел подписал на Маринеско наградной лист с ходатайством о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Однако командование бригады припомнило «раздолбаю», что он едва не попал под трибунал, и снизило степень награды. В результате Александр Маринеско получил за уничтожение «Вильгельма Густлоффа» и «Штойбена» не Звезду Героя, а только орден Красного Знамени; соответственно, вместе с командиром понизили статус наград и для «проштрафившегося» экипажа С-13 (правда, сама лодка была все же удостоена звания «Краснознаменной»).

Неизвестно, что именно повлияло на дальнейшее поведение Маринеско: обида за награждение его рядовым орденом вместо присвоения высокого звания Героя, или нежелание рисковать своей жизнью в конце войны? Но в следующем походе (с 20.04. по 23.05.1945) подводник фактически отказался от ведения боевых действий. Согласно записям в бортовом журнале С-13 до капитуляции Германии подлодка семь раз обнаруживала в море немецкие корабли и суда, но Маринеско ни разу не предпринял даже попытки атаковать хоть какую-то из этих целей. Видимо, такое бездействие и переполнило чашу терпения руководства: после возвращения из похода Маринеско был отстранен от командования подлодкой, понижен в звании до старшего лейтенанта и переведен в командиры надводного тральщика. Но и в этой позорной для героя-подводника должности вновь ушедший в запой Маринеско не задержался надолго, и в ноябре 1945 он был вообще уволен из рядов ВМФ. А в 1949 заместитель директора Ленинградского НИИ переливания крови по хозяйственной части (завхоз) А.И. Маринеско сел на 3 года в тюрьму «за расхищение социалистической собственности»… Сама же подлодка С-13 оставалась на службе до 1954 года, пока как устаревшая не была выведена из состава флота, а в 1957 разобрана на металл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соотношение размеров участников так называемой «Атаки века»:  лайнер «Вильгельм Густлофф», миноносец «Лёве», торпедолов TF-19 и подлодка С-13
Соотношение размеров участников так называемой «Атаки века»: лайнер «Вильгельм Густлофф», миноносец «Лёве», торпедолов TF-19 и подлодка С-13

О потоплении «Густлоффа» и «Штойбена» надолго забыли. Вновь об этих атаках заговорили только при праздновании 20-летия Победы, когда в рамках начавшейся кампании «Никто не забыт, ничто не забыто» стали разыскивать информацию о малоизвестных эпизодах Великой Отечественной. Но это произошло уже после смерти Маринеско (Александр Иванович скончался в 1963 г). Вот тогда-то, романтизируя прошлое, журналисты и заговорили о якобы объявленном трехдневном трауре по всей Германии после потопления «Густлоффа», и о том, что Маринеско будто бы был записан в личные враги самого Гитлера. Тогда же они развили «идею» 1945 года о том, что все пассажиры «Густлоффа» и «Штойбена» были матерыми подводниками и высокопоставленными эсэсовцами. При этом в основном журналисты живописали уничтожение «Густлоффа», о «Штойбене», на котором было меньше жертв, упоминали вскользь. Естественно, что создание легенды о «смертельном ударе», нанесенном Маринеско по высшему руководству СС, и чуть ли не полному уничтожению им всего личного состава германского подводного флота (хотя на борту «Густлоффа» находились только недоучившиеся курсанты школы подплава), не могло обойтись без романтизации образа самого командира С-13. О пьянках и недисциплинированности Маринеско, конечно же, не вспоминали, а его тяжелую судьбу журналисты представили (вполне в духе «антисталинских разоблачений» 60-х годов) как незаконные преследования героя завистливыми руководителями, загубившими блестящую карьеру выдающегося моряка. Начались разговоры о необходимости восстановления справедливости, о том, что хотя бы посмертно Маринеско должно быть присвоено звание Героя Советского Союза. Призывы к посмертному награждению подводника то и дело всплывали в отечественной печати на протяжении четверти века; особенно эти высказывания усилились в конце 80-х годов, на волне так называемой «Перестройки». В результате в 1990 правительство уже находившегося на грани распада Советского Союза все же подписало указ о присвоении А.И. Маринеско звания Героя, и он стал одним из последних в истории Героев Советского Союза.

Однако на этом дело не кончилось. В 90-е годы, после развала СССР, о Маринеско вновь заговорили. Но теперь уже «с точностью до наоборот». Те же СМИ либерального направления, которые в конце 80-х восхваляли Маринеско как жертву советской системы, обойденного в награждении и незаслуженно получившего лагерный срок, теперь начали прозрачно намекать на совершение им военного преступления. Появились статьи, в которых читателя старались навести на мысль, что потопив лайнер с огромным количеством беженцев, командир С-13 стал еще одним не привлеченным к ответственности военным преступником. В этих статьях упор делался на живописания страданий погибавших женщин и детей, а Маринеско представлялся теперь не как талантливый командир подлодки, а просто как случайный «везунчик». Лишь в «нулевые» годы добросовестные исследователи стали писать о Маринеско с учетом сведений из официальной документации (в советское время документы по действиям советского ВМФ в войне были почти полностью засекречены, а в 90-е годы либеральных журналистов больше интересовали «жареные факты», чем изучение «скучных бумаг»). Только тогда стала вырисовываться реальная картина событий и противоречивый характер Маринеско со всеми его достоинствами и недостатками. И проявившаяся благодаря открывшимся документам противоречивость характера этого моряка вполне соответствует тому противоречивому и сложному времени, в котором жил и действовал Александр Иванович Маринеско…

-6

Самая результативная подлодка Советского ВМФ (01). «На войне, как на войне»

Самая результативная подлодка Советского ВМФ (2). «Атака века»

Литература:

Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М.: Воениздат, 1990.

Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981.

Корабли-герои. М., Изд-во ДОСААФ, 1976.

Морозов М. Гибель «Вильгельма Густлоффа». Статья в журнале «Флотомастер» №1.1999

Морозов М.Э. подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Балтийский флот. М.: Полигон, 2001.

Морозов М.Э., Кулагин К.Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. М.: Яуза, Эксмо, 2008.

Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945. М.: АСТ, 2004.

Чернышев А.А. Героические корабли Великой Отечественной. М.: Яуза, ЭКСМО, 2015.

http://www.sovboat.ru/war/ataka%20veka.php3

http://korabley.net/news/nemetcki_lainer_wilhelm_gustloff_povtoril_sudbu_titanika/2009-04-25-225-987#

https://ru.wikipedia.org/wiki/Генерал_Штойбен_(судно)

https://polkrf.ru/news/1256/kak_podlodka_s_13_raspravilas_s_generalom_shtoybenom

http://www.sovboat.ru/trofei/victory_kbf.php3

http://www.sovboat.ru/means/mens_m.php3#m5

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.