Блюз был яркой вспышкой во вселенной американской фолк-музыки. И навсегда останется ею. Но что делать с блюзом в 21-м веке? Нужно ли его трогать? Уже в 1971-м группа «Kraftwerk» приняла в свой состав Михаэля Ротера на там основании, что он был на тот момент единственным местным гитаристом, который не играл блюз. То есть, блюз уже давно скомпрометирован рок-гитаристами. Как же взяться за него и не зашквариться сегодня? У меня ответа нет.
Однако на отдельных этапах находились безрассудные художники, которые вот так запросто влезали в блюз и им сходило это с рук. Определённо в 2004-м это удалось актёру и певцу Тому Уэйтсу. На тот момент ему было 55 лет и в его шестнадцатом альбоме «Real Gone» много блюза. В википедии (сайт, на котором в качестве жанра альбомов российских групп 1990-х – 2000-х может быть указан брит-поп) в разделе жанр стоит «experimental rock» – и это верно в том смысле, что блюз здесь выступает подопытным.
Сами песни предельно архаичны, но записаны и спродюсированы они с учитыванием относительно современных на тот момент тенденций, а где-то и с сознательным игнорированием оных. В 2004-м это была работа с семплами, использование в качестве перкуссии битбокса, воплей и хлопков, сталкивание сухо жужжащей гитары Марка Рибо со скретчингом, исполненным сыном Тома Уэйтса Кейси и общая колючая лоу-файность записи. Механичность и репитативность аранжировок противопоставлена условной живости и надрывной задушевности Уэйтса.
Может быть, альбом чуть затянут, но в нём немало жемчужин – это и «Sins of My Father», и «Trampled Rose», и «Hoist That Rag», и «Make It Rain»… В составе музыкантов также достаточно блеска. Помимо давнего партнёра Уэйтса эксцентричного гитариста Марка Рибо и Кейси, в записи приняли участие лидер группы Primus Лес Клейпул, басист The Monkees, Canned Heat и Джерри Ли Льюиса Ларри Тейлор, а также перкуссионист Брейн, игравший с Godflesh и теми же Primus. Со-продюсером альбома выступила супруга Уэйтса Кетлин Бреннан. Тащить блюз из болота, также как и тащить из болота песни Тома Уэйтса – нелёгкая работа, но, кажется, тут могучая кучка музыкантов сумела завершить свой эксперимент над блюзом благополучно. Подопытный выжил, а Уэйтс оказался интересным для современной публики.
Автор текста: Алексей Боровец, канал «в защиту музыки»