Среди всех известных мистификаций, эта история занимает особое место. Даже после того, как обман раскрылся, обманутые не почувствовали себя обманутыми.
Кто-то из старшего поколения наверняка помнит книгу Николая Внукова – «Слушайте песню перьев» про польского индейца Сат-Ока
Краткое содержание: Польская революционерка-марксистка, осужденная царским режимом к ссылке в Сибирь, пробирается через Чукотку на Аляску, затем попадает в Канаду, и выходит замуж за вождя племени шауни – внука знаменитого Текумсе. Там у нее рождаются дети. Племя живет изолированно, даже огнестрельным оружием не пользуется, сражается с местными властями, отказываясь переселиться в резервацию.
Накануне второй мировой войны, она случайно узнает о революции в России и что Польша давно независимая страна. Отправляется с младшим сыном погостить на родину, где оказывается в оккупации. Их арестовывают за подпольную деятельность, сына отправляют в Освенцим. По дороге он бежит, присоединяется к партизанам и воюет в Гвардии Людовой за освобождение Польши. После войны становится моряком и известным писателем, который рассказывает о жизни индейцев.
Главный герой книги знаменитый польский писатель Станислав Суплатович, сын вождя канадских индейцев. Его индейское имя Сат-Ок - Длинное перо. Годы жизни 1925- 2003 годы.
Пользовался огромной популярностью в Польше. Да и в СССР им зачитывалась молодежь (в том числе и ваш покорный слуга).
Его книги из жизни индейцев: «Земля Солёных Скал», «Форт на Атабаске», «Таинственные следы» и другие считались автобиографическими.
Сат-Ок выступал с лекциями для молодежи и детей, рассказывал по польскому телевидению о борьбе индейцев за свои права. Под его влиянием даже появилось Польское движение друзей индейцев.
Между тем, и без того яркая жизнь автора книг наполнялась все новыми и новыми красками.
В 60-е годы он получает письмо из Советского Союза. Антонина Расулова (Будкевич) сообщает, что у нее был дядя ссыльный революционер Пашковский, возможно мать Сат-Ока была с ним знакома?
Сат-Ок отвечает, что мать не просто была с ним знакома, а у них даже был роман, от которого появилась на свет сама Антонина, так что Пашковский ей не дядя, а отец. Сам же Сат-Ок доводится братом.
Естественно, в 1973 году выходит их совместная книга «Дороги сходятся».
Вообще приключений на долю Станислава Суплатовича хватило бы, чтобы наполнить смыслом жизнь сотни поляков. По его рассказам, после войны он даже успел посидеть в сталинских лагерях.
А как же индейская семья?
Там тоже все героически. Станислав Суплатович плавал в Канаду на теплоходе «Баторий». Узнал, что его старший брат Танто погиб, сражаясь с канадской полицией, сестру – борца за права индейцев в 60-х убили расисты. Обо всем этом сообщалось в польской и советской прессе.
Многие вещи о которых он рассказывал, вызывали сомнения специалистов. Путал племена, языки, ландшафт, флору и фауну, приводил невозможные примеры из жизни индейцев.
Развеять все эти сомнения, через 12 лет после смерти писателя, взялся польский журналист Дариуш Рощак. Начинал он работать над биографией Станисолава Суплатовича, по его словам, чтобы защитить доброе имя любимого всеми писателя. Но вышло все наоборот.
Дариуш Рощак выяснил, что Станислав Суплатович не был сыном индейского вождя Высокого Орла, а его мать никогда не бывала в Канаде.
В Сибири она, правда, была, но не как ссыльная, а поехала к мужу- осужденному революционеру Леону Суплатовичу. Там и родился сам Станислав Суплатович.
В 1932-1939 годах Суплатович учился в школе в Польше, а не в лагере «юных волков» в Канаде.
Рощак описывает, как он понял, что имеет дело с мистификацией.
Было известно, что Суплатович арестовывался гестапо за распространение листовок. Журналисту удалось найти архивные документы, связанные с этим арестом. Оказалось, что в тюрьме Суплатович сидел за кражу, а не за подпольную деятельность.
Если до этого Рощак искал подтверждения его слов и ничего не мог найти, то теперь занялся расследованием, без оглядки на самого Суплатовича. После чего выяснились все подробности его жизни.
Тем не менее Дариуш Рощак не называет его бесчестным человеком. Он считает, Сат-Ок сам верил в то, что рассказывает, жил в своем воображаемом мире, где переплетались фантазии и реальность. Он в самом деле храбро воевал с фашистами (правда в Армии Краевой, а не Гвардии Людовой) искренне сопереживал индейцам, и вообще был хорошим добрым человеком. Это не было и помешательством – он как актер начал играть роль и вжился в нее.
Во время работы на флоте он в самом деле посещал резервацию индейцев мохоков и сдружился с ними на многие годы. Индейцы, конечно, поняли, что он не индеец. Но разоблачать не стали, уж неизвестно почему. Возможно почувствовали, что в сердце он был одним из них – индейцем.
Есть еще одно объяснение, почему он затеял такую масштабную мистификацию. Согласно документам, Станислав родился, когда его матери было 45 лет. Редчайший случай для того времени. Вполне возможно, что он был приемным ребенком и знал об этом. Так как родился он в далекой Сибири, не исключено, что подозревал в себе кровь какого-нибудь сибирского народа. А там до индейцев уже рукой подать.
Возникает вопрос, как ему удалось избежать разоблачения при жизни? Дариуш Рощак считает, что он был нужен людям. Он открывал неизвестный мир, где все по-другому – тотемы, священные животные, свободные люди в единении с природой. На его передачах и книгах вырастали поколения, которые из детей превращались в активистов Польского движения друзей индейцев.
Конечно, профессиональные индианисты понимали, что он плохо разбирается в том, о чем рассказывает, но истории были уж больно красивые. Зачем мешать, если ничего плохого он никому не делал?
Да и как писатель он никого не обманывал – лучшие его книги написаны в соавторстве, те, что послабее, скорее всего писал он уже сам. Так что и в творческом подлоге не обвинишь.
Мне кажется, что это очень распространённое явление – люди верят в то, во что хотят верить. И никакими разумными доводами их не переубедить. Представляю, что стало бы с тем, кто попытался бы взять на себя такой труд при жизни Станислава Суплатовича.
А книги были в самом деле увлекательные, поверьте человеку, который на них вырос.