Довольно часто в своих публикациях я говорю о жертве, как о персонаже вовлечённом в конфликт либо деструктивные отношения. По теории Карпмана это социальная модель любого человеческого взаимодействия.
Стивен Карпман был актёром и учеником Эрика Берна, - отца транзактного анализа, который является очень мощной формой психотерапии.
Жертва, в драматическом треугольнике, действует по своему сценарию. Это ненастоящая жертва, а некто, кто чувствует себя жертвой. И, прежде всего, действует, как жертва.
Карпман считал, что люди действуют по определённому сценарию. И эти роли известны в теории семейных систем, как эмерджентные роли.
Положение жертвы в треугольнике транслирует следующее:
👉 Я бедный, я несчастный, я угнетённый.
👉 Мне отказывают в моих потребностях.
👉 Я беспомощный, безнадёжный, бессильный.
👉 Мне стыдно, что я не могу принять решение, не могу решить проблему.
👉 Я не развиваюсь в жизни, не получаю удовольствие от жизни.
Если у вас такие жизненные установки, то вы не просто будете притягивать представителей инфернальных миров: психопатов, нарциссов, насильников. Вы будете их искать, потому что у вас роль в негативном сценарии.
Иначе это как будто тебе дали роль в пьесе, а никто из остальных актёров не вышел на сцену. Спектакль так не может состояться. И что делает жертва? Ищет агрессора или спасателя. Спасатель – это тот, кто спасает положение. Но, в то же время, увековечивает негативные чувства жертвы о самой себе и о других людях.
Поэтому, если вы попали в негативный сценарий, важно прежде всего понять: вы там, потому что у вас установка жертвы, либо вас вовлекли участвовать в пьесе. Бывают и такие обстоятельства.
Почему важно понять? Потому что если вы в ролевой установке, то нужно "лечиться" от синдрома жертвы. Если вовлекли, то это хоть и неприятно, но это может быть тот случай когда «всё что не делается – к лучшему».
В моём случае я была вовлечена в сценарий.
Выйти получилось далеко не сразу. Около двух лет проходила я этот жизненный урок. Да вообще я это воспринимала даже не как урок. Мне казалось, что это мне прилетело за что-то. По итогу оказалось, что мне просто нужно было получить это как новый опыт. А все мы знаем, что опыт можно получить, когда происходит преодоление.
Синдром жертвы – это психологический феномен, характеризующийся чувством беспомощности и перекладыванием ответственности на окружающих.
Чаще развивается среди уязвимых групп населения – малообеспеченных слоев, подростков, женщин.
Замечали наверняка, как только у мужчины все вокруг виноваты во главе с президентом, все его недооценивают, он, как правило нищеброд.
Это одна из причин развития синдрома жертва.
Даугая - пропаганда «жертвенности». В некоторых религиозных и морально-философских учениях страдание рассматривается в позитивном ключе. Например, как способ очищения души. Умение терпеть трудности является положительным качеством, а роль жертвы поощряется.
Травмирующие события могут сформировать синдром жертвы.
Несколько тяжелых стрессовых ситуаций, следующих одна за другой, провоцируют подавленность, утрату веры в собственные силы.
У человека возникает ощущение, что он не способен влиять на события. Чтобы защитить собственную психику от чрезмерных негативных эмоций, он перекладывает вину на судьбу, случай или окружающих.
Синдром жертвы поддается психотерапевтической коррекции, но стойкость полученного эффекта во много зависит от мотивации самого человека. Его желания проявлять волевые качества, быть ответственным и самостоятельным.
Вот такое прозрение встретилось мне на просторах интернет
И несколько слов о ситуации, если вас втянули в деструктивный сценарий
Не думаю, что человек зрелый, самодостаточный сможет завязать серьезные отношения с неадекватном.
Конечно бытует устойчивое мнение, что представители тёмной триады поначалу умеют искусно маскироваться. Да, это так. Только по моим наблюдениям агрессор под маской не распознается тогда, когда зрелый, самодостаточный человек находится не в ресурсе.
В жизни же всякое случается. Горе у человека, которое забирает силы, заболевание обострилось, запуск нового проекта приводит к выгоранию.
И тут появляется нарцисс – спасатель, распознать которого просто недостаточно сил. Так вот и попадаемся. Но как я уже сказала: нет худа без добра.
Опыт,- как сказал Великий классик,- сын ошибок трудных. А не ошибается тот, кто ничего не делает.