Найти тему
SpaceForYou

Почему в России не строят твердотопливные космические ракеты?

Ну да и ладно, поговорим о космосе, а конкретно о том почему Россия ни разу в своей истории целенаправленно не создала ни одного твердотопливного космического носителя для выведения полезной нагрузки в космос.

Чтобы понять эту историю, нужно обратиться к истории и увидеть откуда выросла советская и американская космическая программа. А выросли они из старой-доброй Фау-2 конструкции Вернера фон Брауна.

РД-100. Основа
РД-100. Основа

Созданная в 1942 году ракета оказалась настолько удачными, что уже в послевоенное время на основе этого носителя в разных странах было создано более десятка различных ракет.

Но все мы помним, что главное в ракете- это двигатели. 13 мая 1946 г. в СССР официально начаты работы по созданию оригинального агрегата на базе немецкого исходника от Фау-2. Сложность задачи была настолько велика, что поначалу Валентин Глушко попросту не знал как к ней подступиться.

Мы в Telegram

Так, на совете Главных конструкторов в 1954 Глушко констатировал, что решить проблему критические сечения ЖРД не получится, ибо на сегодня сечения достигли своих физических пределов, а значит придется делать двигатель многокамерным.

Так и появился на свет четырехкамерные РД-107, которые производятся в серии без значительных изменений уже почти 70 лет.

-2

Далее американская и советская школа какое-то время шли одним путем и имя ему ЖРД.

Советы отработав РД-107, приступили к тщательной шлифовке керосиновых движков, создав такие агрегаты как НК-33, также актуального и по сей день.

В США родились такие монстры как F-1, используемые на носителе Сатурн.

А дальше, в 1969 году Соединенные штаты, что называется попутал бес и страна влезла в топкое болото программы Спейс Шаттл. Начиналось все безобидно. Ученые головастики пообещали правительству и военным создать большую транспортную систему, которая в отличие от дорогой Сатурн-V будет дешевле, а значит корабли будут пускать на орбиту чуть ли не каждый день.

-3

Поскольку Шаттл и без полезной нагрузки весил солидные 100 тонн, инженеры прикинули, что неплохо было бы оснастить этот корабль твердотопливными шашками огромной мощности. Мол, они и возьмут на себя основную тягу при старте.

Забегая вперед, определенный резон в этих мыслях был, но как всегда подвела реализация, ибо после каждого полета Шаттл вставал на длительный ремонт, который длился более полугода, а водородные ЖРД просто не позволяли добиться какой-либо экономии в силу своей капризности и дороговизны.

Мы в Telegram

У СССР была совсем другая история. После успеха Сатурн-V Валентин Глушко признал гептиловую ошибку и приступил к работе над созданием нового поколения ЖРД на керосине. С учетом того, что Глушко был закоренелым двигателистом ЖРД тематики, а в 1974 стал главным конструктором космических систем всего СССР, то ясно и какое отношение было у конструктора к твердотопливным двигателям. Такие системы на космической ракете Глушко откровенно презирал.

-4

Надо также отменить, что и со своей задачей на этом посту Валентин Петрович справился блестяще. Именно под его руководством был создан уникальный и самый мощный в мире ЖРД РД-170. Уже впоследствии, на основе этого агрегата удалось создать РД-180 и РД-191, которые закупали даже в США.

Таким образом, отвечая на вопрос "Почему СССР не разрабатывал космических ракет на твердом топливе" стоит ответить так- потому, что в СССР производились лучшие в мире двигатели на жидком топливе, а компетенции российских двигателистов и поныне остаются одними из лучших в мире.