Иногда родители больше волнуются о физическом благополучии ребенка и его успехах в учебе, нежели о товарищеских отношениях. Возвращаясь из школы, ребенок слышит вопросы: «Какие оценки получил?», «Какие темы изучали?», «Что ты ел сегодня?» — чаще, чем такие, не менее важные для него: «С кем ты сегодня играл?», «Кому ты сегодня помог?», «Чем занимались с друзьями на перемене?».
Но каждому ребенку важно ощущать, что родителям небезразлично то, с кем он общается, дружит, что им интересны его приятели и социальная жизнь.
В случае, когда родители с симпатией относятся к друзьям и приятелям своего ребенка, поддерживают и помогают ему адаптироваться в новой группе детей, ребенок чувствует уверенность в том, что отношения со сверстниками — еще одна важная сфера его жизни. Негативные высказывания о друзьях ребенка от родителей, обесценивание дружеских связей, препятствие общению могут отдалить его от сверстников или же от взрослых, которые транслируют такое отношение.
О том, как помочь своему ребенку установить и укрепить дружеские контакты, адаптироваться в новом коллективе и справляться с другими возможными сложностями, рассказывает педагог-психолог Гимназии Сколково Нина Муляева.
Для поддержания общения на тему дружбы родители могут попросить своего ребенка нарисовать карту его знакомств или карту класса с изображением связей между детьми, сделать рисунок, описывающий, кто где сидит в классе, или представить класс в виде разнообразных ассоциаций. Кроме этого, можно устроить семейный вечер воспоминаний, поделиться историями о школьных друзьях, посмотреть фотографии, рассказать о том, как у родителей складывались отношения со сверстниками, какие были трудности и как удалось с ними справиться.
Таким образом, живое общение, личный пример, искренний интерес помогут подчеркнуть ценность дружеского круга, который оказывает влияние на успешное социальное развитие ребенка.
Помимо школы многие ребята общаются со сверстниками в кружках, секциях, во дворе, социальных сетях. Стоит помнить о том, что общение вне школы также является хорошей возможностью для тренировки социальных навыков и умения приспосабливаться к различным группам. Внешкольная жизнь помогает расширить сферу общения, найти сверстников со схожими интересами и завязать новые дружеские связи.
Как родители могут помочь укрепить дружеские связи
- организовывать совместные активные мероприятия для ребят;
- приглашать к себе в дом друзей ребенка, предоставляя возможность поиграть и пообщаться;
- отпускать в гости к друзьям и на общее празднование чего-либо;
- угощать всех одноклассников от лица именинника;
- готовить вместе с ребенком небольшие подарки на праздники для друзей;
- давать с собой угощения, которыми ребенок мог бы поделиться с другими;
- разрешать брать из дома книги, игрушки, настольные игры, в которые можно совместно поиграть.
Что делать, если произошла ссора между друзьями?
В этой ситуации ребенок прежде всего нуждается в эмоциональной поддержке и искреннем участии. Нельзя проявлять равнодушие, даже если, на ваш взгляд, ссора незначительная, ведь ребенок может воспринимать это очень болезненно. Не стоит сразу давать советы и искать виноватых. Для начала нужно выслушать ребёнка, дать ему возможность выразить свои чувства и разделить их, вселить веру, что он не остался наедине со своей проблемой.
Стоит помнить, что порой излишнее вмешательство взрослых и желание помочь урегулировать конфликт может усугубить ситуацию, ведь это ограничивает развитие навыка по его решению у детей. Выслушать, проговорить эмоции и предложить свою помощь — лучшее, что может сделать взрослый в такой ситуации.
Переезд на новое место жительства
Для любого ребенка это действительно непросто. Не стоит обесценивать чувства и уверять, что получится быстро забыть прежних друзей и найти новых. Можно сказать ребенку о том, что все люди испытывают грусть в подобной ситуации, что вам тоже очень жаль, что пришлось пережить расставание, и что тоска постепенно уменьшится, новые знакомства появятся, а старую дружбу можно поддерживать на расстоянии. Подскажите ребенку, чтобы они с другом обменялись контактами: номер телефона, электронная почта, страничка в социальных сетях, новый адрес проживания. Хорошо, если у вас тоже будет дополнительная связь с родителями друга. Вы можете помочь наладить общение между ребятами: отправка писем, открыток, посылок, организация видеозвонков, поездки в гости, совместные путешествия.
Неподходящая компания
Постарайтесь понять, что привлекает ребенка именно в этом друге, почему для него так важно находиться в этой компании. Можно обозначить, что в вашей семье другие ценности, а подобное поведение не одобряется, выразите уверенность в том, что ваш ребенок — сознательный человек, которому можно доверять. Не стоит пытаться критиковать друзей, навязывать свои взгляды или вовсе запрещать общение — это лишь ухудшит ситуацию.
Может оказаться, что между довольно разными, как вам кажется, друзьями есть действительно душевные отношения и общие интересы. В таком случае, постарайтесь создать для ребят безопасное пространство, например, пригласите друга домой, организуйте совместный досуг, познакомьтесь с родителями. Искренний интерес и выражение доверия сработают лучше, чем запугивание и запреты.
Часто друзья детства остаются близкими людьми и во взрослой жизни, а полученный в школьные годы опыт дружбы становится важным маячком на протяжении многих лет. Именно поэтому так важно помогать ребятам учиться устанавливать новые связи, дружить и сохранять дружбу.
А как размышляют студенты Гимназии Сколково о дружбе?
Егор П., 2 класс: «Дружба — это чувство, уважение, радость, доверие, любовь к общему, иногда чувство грусти во время ссоры или разлуки. У нас с другом есть общие интересы, мы любим играть в шахматы, есть общие друзья».
Ульяна Ф., 3 класс: «Друг — это не просто одноклассник. Есть знакомые, есть друзья и лучшие друзья. Настоящие друзья могут хранить секреты. Дружба может проходить различные периоды и испытания. Дружба — это искренность».
Иван Л., 5 класс: «Друг готов всегда поддержать, помочь, разделить радость, защитить, дать совет. Чем больше друзей, тем лучше школа».
Мария Н., 5 класс: «Друзья могут помогать друг другу в любой ситуации. Дружба может быть хорошей и плохой. Плохая дружба — это когда в лицо говорят одно, а потом за спиной обсуждают, сплетничают. Я помогаю своему другу по математике, а он мне по русскому языку».
Роман Г., 5 класс: «Другом может стать любой человек, старше или младше. Друг поддерживает, помогает физически и морально».
Ангелина К., 5 класс: «Дружба — это доверие. Рядом с другом ты открываешься. Ссоры порой могут укрепить дружеские отношения».
Ольга М., 5 класс: «Дружба — это близкое общение. Друзья сидят рядом за партой, помогают делать домашнюю работу, многое делают совместно. У друзей может быть схожий характер. Я с лучшей подругой познакомилась на вступительных экзаменах в гимназию».