Найти в Дзене
Эффект общения

Типология DISC: мифы и правда

Оглавление

Миф №1: DISC самая удобная и рабочая типология

Нет, для каждого свой критерий удобства и полезности. Да, типологию DISC очень активно используют в бизнесе в самых разных сферах: в подборе персонала, продажах, маркетинге, публичных выступлениях, формировании проектных команд и т.п. Её достаточно легко освоить и начать применять на практике. Для выявления психотипа человека нужно совсем немного времени. Но мало научиться выявлять, надо уметь пользоваться этим знанием, хорошо понимать заложенную суть. Ведь если посмотреть на разные типологии, то можно найти определенные сходства. И чем будете пользоваться именно вы, не так важно, можно даже свою типологию придумать. Важно знать, как это поможет решать вам ваши бизнесовые и личные задачи.

Типологии личности: почему полезно знать и использовать при общении

Миф №2: есть хорошие и плохие психотипы

Нет, типология DISC точно не делит людей на плохих и хороших. Это не про оценку поведения, а только про выявление особенностей поведения. Хотя, послушав на тренингах про описание каждого профиля, у некоторых возникают стереотипы. Типа «красные» злые и агрессивные, «желтые» всегда на позитиве, «зеленые» и мухи не обидят, «синие» занудные перфекционисты. А дальше, пропустив всех через призму своих ценностей говорят, что эти хорошие, а эти не очень. Нужно всегда помнить, что это только типология, в чистом виде психотипы практически не встречаются. В каждом из нас всего по чуть-чуть. Просто чего-то больше и это мы чаще проявляем. Каждый психотип имеет свои достоинства и недостатки. Это нужно учитывать, например, при назначении человека на определённую должность, профориентации или определении роли в команде.

Например, из "зеленого" выйдет хорошая медсестра (потому что важно проявить заботу и сочувствие), а из "синего" хирург (потому что все надо сделать, четко, со знанием дела, отбросив эмоции).

Миф №3: люди определенного психотипа умнее других

Нет. Типология DISC не оценивает интеллект, не выявляет образование и опыт. Среди любого из психотипов могут встретиться глупцы и мудрецы. Если вы что-то объясняете человеку, а он не понимает, то, возможно, вы разговариваете не на его языке. И это может быть никак не связано с уровнем его интеллекта. Например, «красным» нужно больше времени, чтобы освоить новую информацию, нужно больше мотивации, чтобы вообще начать что-то осваивать. Зато разогнавшись, они очень бодро идут вперед. Каждый ставит цель, но в зависимости от своей модели поведения создает свой план её достижения.

Миф №4: психотип изменчив

Нет, психотип очень связан с темпераментом человека, а темперамент вещь очень устойчивая. Человек может научиться и умело подстраиваться под нужную ему в данной конкретной ситуации модель поведения, вживаться в роль и даже долго её играть. Но если это кардинально другой, не свойственный ему от природы профиль, то человек будет тратить на это очень много ресурса. Для подзарядки нужно возвращаться к своему основному поведению, чтобы восстановиться.

Миф №5: людей не переделать и знания психотипов бесполезны

Да, людей не переделать. Нет, знать с кем имеешь дело полезно. Это знание позволит вам выстроить правильную коммуникацию и добиться своих целей. Поможет собрать успешную команду. Минимизировать конфликтные ситуации. Научиться понимать и принимать людей.

Приведу пример. Знакомый приехал к клиенту с большой развернутой презентацией, наполненной цифрами и данными. Вовлечено рассказывает про свое предложение, подкрепляет все примерами, а клиент ноль реакции. Ему скучно, он выпадает из общения, раздражается. В какой-то момент знакомый понимает, что клиент - D-тип «красный». Самым правильным в его ситуации было выделить по пунктам основные моменты, показать выгоды и сказать «вот бери». В противном случае его ждал провал.

При общении чрезвычайно важно осознавать, что:

  • Другие люди видят мир не так, как мы;
  • Разные люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию;
  • Каждый человек может быть успешен, умен, талантлив;
  • Одно и то же сообщение может по-разному восприниматься разными людьми.

И вот это всё правда.