Продолжение 2 предыдущая часть, начало
Казанская Икона Божьей Матери, во имя которой и был построен собор, заняла свое место слева от Царских врат. Но что же это за икона?
Здесь хочу сделать два небольших отступления.
В 1682 году Пётр 1 даже и не помышляя о новом городе, приехал в Воронеж, где предстояло строить Российский флот. Разумеется, возвели дворец для царя и он послал за Митрофаном Воронежским, дабы освятить новые хоромы. История там очень интересная, рекомендую почитать, я же только об итоге. Святитель Митрофан в конце концов сказал тогда Петру: "Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь - я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это.
Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога".
В 30-х годах прошлого века начали говорить, что Санкт-Петербургская икона и есть та самая обретенная, но большинство исследователей всё же так не считает. Из Казани на помощь московскому ополчению Минина и Пожарского привезли список с первоначального образа, о чём есть писменное подтверждение ( "…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ". Летопись о многих мятежах, 1771 г.) Уже список помог изгнать поляков, стал почитаемым и чудотворным. Именно этот образ стал реликвией дома Романовых и был привезен Петром 1 в Петербург, или другой, я так и не разобралась. Скорее всего, наш список или был сделан по заказу царицы Прасковьи Федоровны и датируется концом 17-началом 18 века, или более древний (а сделали их немало), отреставрированный царицей. Можно только сказать, что петербургская и московская святыни совершенно разные. Что же касается обретенной, первоначальной иконы Богородицы, то она всегда, до самой кражи, находилась в женском Богородицком монастыре Казани. Наконец, все эти три иконы имеют разные размеры. Обретенная 5*6 вершков, московская 5*8, петербургская 13*12.
Говорят, что перед иконой в Казанском соборе происходили многие исцеления – слепые становились зрячими, хромые уходили без костылей... В 1812 Кутузов молился у Казанской Богоматери, просил благославления на борьбу с врагами, на подвиг. И святыня не оставила своих чад. 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божьей матери произошла первая победа русского войска в Отечественной войне. К тому же выпал снег, предрешивший исход французов. Михаил Илларионович все серебро, отобранное у французов передал в Казанский собор в знак почтения и благодарности, он не сомневался, что заступничеством Богоматери получилось победить врага. Кутузов завещал и похоронить себя подле образа.
Это единственное захоронение в соборе. Уважение к полководцу было настолько велико, что от Свято-Троицкой пустыни гроб с его телом тянули впряженные вместо лошадей люди. Впрочем, не "было", Кутузов на все времена среди величайших соотечественников. Но снова вопрос – больше не было достойных обрести последний приют в кафедральном соборе?
Еще пара слов про икону. Во время Великой отечественной войны митрополиту Илии в Ливане было явление Богородицы, сказавшей: "... По всей России должны быть открыты храмы, монастыри и духовные академии. Священников нужно возвратить с фронтов, выпустить из тюрем. Сейчас готовятся сдать Ленинград — делать этого нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Потом она должна оказаться в Сталинграде, который тоже нельзя отдавать врагу. Если все это не будет исполнено, Россия погибнет". Крестный ход вокруг города пешком или на самолёте (документальных подтверждений нет) вероятнее всего состоялся. Совершенно точно все блокадные дни проводились церковные службы. После войны Ливанский митрополит был в СССР по приглашению Сталина, был в Ленинграде, на иконе поныне подаренный им венец.
Почитаема икона и сейчас, та самая, что привёз Петр, на своём историческом месте. К ней всегда очередь. На мой взгляд, больше похоже на светскую традицию – приложиться к чтимому образу.
Насколько Казанский собор поражает воображение снаружи, настолько же хорош и внутри. В 19 веке, конечно, было еще прекраснее. Из 12 барельефов, посвященных Страстям Христовым сохранились только 2. Первоначальный главный иконостас заменили уже в 1830. Он интересен окладами икон – из того самого трофейного серебра. В советское время иконостас уничтожили, 2 тонны серебра переплавили, сейчас восстановлен, но уже не французские трофеи 1812. Многочисленные скульптуры собора заменены росписями.
Но и сейчас 56 гранитных колонн с позолоченными капителями, великолепные паникадила, барельевы, фигурные своды, узорные мраморные полы притягивают взгляд. Одно но... В соборе всегда сумрачно, и даже мрачно, наверное, экономят на электроэнергии, напрасно.
Мне всегда интересна техническая сторона вопроса. Воронихин впервые в России использовал для купола конструкцию из кованого железа. За полвека до изобретения последнего. Интуитивно, по официальной версии, создал сложную конструкцию из 2 рядов железных рёбер, которая держит весь купол и крест сверху. Бывает, конечно, озарение, но считаю это очередной загадкой.
Страна у нас северная, зимы долгие. Не удалось найти ничего о системе отопления собора. Знаю, что в подвале располагались дровяные калориферные печи, как теплый воздух подавался наверх остаётся предполагать. Зимой 1918-19 Казанский впервые за историю не отапливался вовсе, просто дрова изъяли для нужд молодой республики. На стенах образовались ледяные наросты, оттаивало всё аж до июля, не без последствий для живописи, разумеется. Настоятель, чтоб следующую зиму поддерживать в здании плюсовую температуру приобрел буржуйки. Но еще в промезшем соборе он думал об окончании пещерного храма.
Настоятелем Казанского собора перед революцией был Философ Орнатский. Осенью 1917 он принял решение устроить пещерный храм во имя священномученика патриарха Ермогена в крипте собора. Обстоятельства подтолкнувшие к этому очень интересны, рекомендую полюбопытствовать. Плюсом к ним стало то, что Ермоген был Казанским митрополитом во время обретения иконы Божьей Матери, да и времена наступили очень смутные, подстать тем, что случились при патриархе Ермогене. Место для пещерного храма выбрали прямо под алтарём. Его же алтарь в числе прочих украсил список с чудотворной иконы. Летом 1918 новоизбранный патриарх Тихон передал о.Философу ковчег с мощами священномученика Ермогена, который тоже занял в приделе достойное место. Сам о.Философ просто не успел, вместе с церковным старостой он был расстрелян уже осенью. В январе 1920 Ермогеновский придел был освящен. Но называли его теперь не пещерным, а тёплым храмом – там было теплее всего. Сейчас помещение используется для таинства крещения.
В 1922 году произошло изъятие ценностей. В 1923 Казанским собором завладели обновленцы. Пещерный они сдавали в аренду под склад картофеля. В начале 1932 собор был закрыт, а осенью открылся уже как Музей истории религии... Но об этом в следующий раз.