Найти тему

Почему надо снимать в ручном режиме...

... особенно начинающим фотографам.

Потому что этот режим есть на фотоаппарате. Ведь, не просто так его там установили!

Авторитеты интернета пишут, что надо обязательно снимать в режиме «М», иначе так и будешь вечным неудачником с плохими снимками. И ещё: «М» это признак профессионализма, и даже не надо поднимать руку на святое. И добавляют: а как вы будете удовлетворять творческий зуд, если не в ручном режиме?! Действительно!

Когда-то очень давно я делал семейные снимки камерой Зенит-ЕМ, которая не имела никакой автоматики. Примерно 3-4 кадра с каждой плёнки у меня попадали в экспозицию... случайно. И если были резкими, то я был счастлив. Но резкость из-за тёмного видоискателя и мыльного, ужасного Гелиоса-44М получалась редко. Никаким профессионализмом не пахло: не помог мне и экспонометр «Ленинград-2» (та ещё тупая гадость).

Экспонометр «Ленинград-2»
Экспонометр «Ленинград-2»

Потом уже, подучившись и занявшись самой прекрасной фотографической работой - фотожурналистикой, я снимал моей любимой камерой Nikon FM2, у которой не было никаких программ, но был примитивный (но толковый) встроенный экспонометр. Количество правильно экспонированных кадров металось в пределах 50-60% (иногда меньше).

Nikon FM2 с мотором - точно такой затёртый и был у меня с 1990 по 1994-й.
Nikon FM2 с мотором - точно такой затёртый и был у меня с 1990 по 1994-й.

Чтобы ещё повысить КПД пришлось купить флэшметр. КПД достигло где-то 70-80%, но приходилось тратить время на замер экспозиции флэшметром, а это не очень оперативно.

Флэшметр Minolta Аuto meter II: до сих пор в рабочем состоянии.
Флэшметр Minolta Аuto meter II: до сих пор в рабочем состоянии.

А затем наступила эра программных камер и матричного замера экспозиции, и я забыл, что такое режим с буковкой эМ. И вспоминаю о нём, когда надо снимать пейзаж, натюрморт или портрет в студии: без спешки, со штатива, со стабильным светом и неподвижными объектами и субъектами. К этому добавлю съёмку со вспышкой, особенно в темноте. И редкую работу с точечным замером - и то не всегда.

Непонятно, почему ручной режим назначают «творческим». Он не более творческий чем «Р» (программный), где камера отрабатывает в автомате выдержку и диафрагму, сняв с вас заботу о замере экспозиции. А вы контролируете меняющиеся условия съёмки и реализуете свои творческие потуги с помощью дисков компенсации экспозиции и сдвига экспопары. «Р» - режим, который всегда готов ко всяким неожиданностям. Два других прекрасных автомата - приоритеты выдержки (S, Tv) и диафрагмы (A, Av) - дополняют программный, когда это вам удобно.

В чём преимущество программного режима перед ручным?

Во-первых, вы освобождаете голову и глаза, которые должны контролировать встроенный экспонометр. Экономия серого вещества, которое всегда в дефиците и в стрессовом состоянии.

Во-вторых, экспопара (выдержка и диафрагма) меняются одним диском (в ручном - двумя). Уже экономия движений. Уменьшается возможность ошибки.

В-третьих, матричный замер в автоматических режимах связан с зоной фокусировки, и мгновенно реагирует на её изменения.

Наконец, если вам нечем себя занять, вы всегда можете уйти в «мануальное» рукоблудие и почувствовать себя «профессионалом».

«Зелёный» режим Auto - потеря контроля над камерой.
«Зелёный» режим Auto - потеря контроля над камерой.

А вот полный автомат «Аuto», который исключает всякую самостоятельность, надо использовать только в исключительных случаях, когда вы не можете контролировать условия съёмки или не желаете включать голову даже на 1,5%. Дополнительные «творческие» режимы съёмки, которые обозначены пиктограммами, обсуждению не подлежат, т.к. разбирать алгоритмы, на которых они существуют, нет никакого желания, и ни разу в жизни я ими не пользовался.

Таким образом, заголовок этого текста - сарказм, если что...

Уличный фотограф на Арбате, Москва, 1989.  Minolta X-700; MD 50/1,4; плёнка: Тип-17 (как 400).
Уличный фотограф на Арбате, Москва, 1989. Minolta X-700; MD 50/1,4; плёнка: Тип-17 (как 400).