Найти тему

МАРКЕТИНГ – НЕ РЕКЛАМА! А что тогда?

Оглавление

В России сложилось твердая аналогия «маркетинг = рекламная деятельность»: на курсах маркетологов вас учат в первую очередь рекламе и аналитике рекламных каналов, этого же ждут руководители компаний. Но я с этим категорически не согласен.

Я считаю, что в маркетинге стоит исходить, в первую очередь, из слова market – с английского, рынок. А значит и маркетинг – ВСЕ действия компании на рынке. Маркетинг – это вся деятельность по созданию, продвижению, предоставлению своего продукта и еще тысячи мелочей вроде постпродажной поддержки, бренд-менеджмента и многого-многого другого!

Маркетинг на примере стульев

Среди миллиона стульев ты, как потребитель, выбираешь не тот, который лучше всего прорекламировали, а тот, который нужен тебе.
Среди миллиона стульев ты, как потребитель, выбираешь не тот, который лучше всего прорекламировали, а тот, который нужен тебе.

Но, все-таки, почему я считаю, что маркетинг теперь - настолько комплексная вещь?

Потому что мир изменился. Утверждение «я что-то произвел – значит это можно продать» больше не работает. Свободных ниш практически нет, инновационные продукты придумать все сложнее, конкуренция бешеная. И в этом мире маркетинг в такой интерпретации становится одной из самых важных функций бизнеса.

Теперь не маркетологам ставят задачу «мы сделали стул, пойди его прорекламируй так, чтобы его купили». Отныне маркетологи ставят задачи: какой стул произвести (и нужно ли вообще делать стул?), какие функции у этого стула, даже сколько он должен стоить. Без попадания в эти признаки клиент просто не купит ваш стул. А, помимо этого, есть еще такие факторы как логистика (как передать стул клиенту?), покупательский опыт (как вообще он будет его покупать и с каким лицом должен стоять продавец?), реклама (как клиент узнает, что у нас есть нужный ему стул?) т.п. И вот маркетолог уже влияет не только на процесс производства, но и на дистрибуцию, рекламу, HR.

Столпы современного маркетинга

Так на чем же строится современный маркетинг? Выделю то, что я считаю наиболее важным.

Ориентация на клиента

Найдите своего клиента, а потом помогите ему найти вас. И не забудьте поработать над тем, чтобы он остался с вами навсегда!
Найдите своего клиента, а потом помогите ему найти вас. И не забудьте поработать над тем, чтобы он остался с вами навсегда!

Посмотрите на рынок в целом: практически одинаковые производители продают практически одинаковые товары. И как сделать, чтобы клиент выбрал именно тебя?

Задача маркетолога – во-первых, обеспечить наилучший покупательский опыт (читай, клиенту настолько понравился процесс покупки именно у тебя, что он готов за это даже переплатить) и, во-вторых, выделить клиента среди миллиона практически одинаковых клиентов (уникальные предложения, персонализированные товары – дайте клиенту поверить, что он особенный).

Аналитика, больше аналитики

Не откладывайте сбор данных и статистики на потом. Один, два, три клиента - знайте о них все!
Не откладывайте сбор данных и статистики на потом. Один, два, три клиента - знайте о них все!

Используйте данные о своих клиентах и рынке, чтобы принимать обоснованные решения и определять наиболее эффективные стратегии маркетинга. Исследования рынка позволят выяснить потребности клиента и проанализировать действия конкурентов. А анализ данных о покупателях и их заказах помогает компаниям понимать своих клиентов лучше и более точно прогнозировать их поведение.

Омниканальность и многоканальность

Кто знает, чем омниканальность отличается от многоканальности? Пишите в комментариях!
Кто знает, чем омниканальность отличается от многоканальности? Пишите в комментариях!

Ищите баланс: на мой взгляд омниканальность в продажах – новый важный тренд, пусть каналы теперь не стоят параллельно, а сосуществуют, строя максимально удобный путь для потребителя. Но и про многоканальность не забываем – омниканальность не очень подойдет в рекламе (все-таки баннер для наружной рекламы не всегда подойдет для соцсетей), но присутствовать на всех эффективных каналах нужно.

Если будет интересно больше узнать про омниканальность и многоканальность, их отличия и сферы применения – пишите, сделаю про это статью.

Устойчивое развитие

-6

Сложно не заметить хайп вокруг этой темы, но не стоит считать ее простым мейнстримом.

Я нахожу это важным по следующим причинам:

  1. Потребитель готов платить за экологичность (это подтверждается многими исследованиями аналитических компаний);
  2. При грамотном подходе это может снизить издержки бизнеса (установите в отеле экономичные аэраторы на краны и пусть ваши постояльцы тратят меньше воды – это полезно и для экологии, и для вашего счета);
  3. В долгосрочной перспективе это идет на пользу и отдельным компаниям и всему рынку в целом (если в какой-то момент в будущем речь все больше будет идти о выживании, а не о жизни, потребительская активность только снизится).

О маркетинге можно сказать очень много, в рамках одной статьи это невозможно, но я постараюсь отражать различные аспекты в будущих текстах. В конце концов, современному маркетологу просто необходимо знать и понимать все актуальные тенденции рынка, а для этого стоит подписаться на меня!