Несмотря на то, что бесплодие имеет глобальное значение, поддержка программами общественного здравоохранения сильно варьирует в зависимости от региона.
Один цикл лечения методом ЭКО может стоить более 10 000 долларов, без учета лекарств. Часто для достижения желаемого результата живорождения требуется более одного цикла. Для многих лечение бесплодия остается недоступным.
Тем не менее, использование услуг по охране репродуктивного здоровья растет, отчасти из-за тенденции к задержке деторождения. Пациенты старшего репродуктивного возраста все чаще обращаются за ЭКО, несмотря на снижение показателей живорождения с увеличением возраста. В настоящее время не существует согласованных на глобальном уровне верхних возрастных ограничений, установленных для женщин, проходящих лечение бесплодия;
В некоторых странах, таких как Австрия, Бельгия, Дания, Германия и Нидерланды, женский возраст является важным критерием отбора.
В Великобритании установлен строгий возрастной ценз для финансируемого государством ЭКО в возрасте до 40 лет.
В Новой Зеландии ЭКО, финансируемое государством, разрешено только женщинам в возрасте до 39 лет.
В Греции установлен возрастной ценз менее 50 лет,
Во многих других европейских странах, включая Финляндию и Португалию, возрастных ограничений нет.
В США обязательное страховое покрытие лечения бесплодия варьируется в зависимости от штата. По состоянию на август 2020 года 19 штатов приняли законодательство о страховании от бесплодия, 13 из которых предусматривают охват ЭКО. Возрастные ограничения варьируются от 40 до 45 лет.
База данных CDC демонстрирует показатель живорождения в результате ЭКО
❇️52,0% у женщин моложе 35 лет,
❇️38,1% у женщин в возрасте 35-37 лет,
❇️23,5% у женщин в возрасте женщин в возрасте 38-40 лет,
❇️11,2% у женщин в возрасте 41-42 лет
❇️3,2% у женщин старше 43 лет
21 декабря 2015 года министерство здравоохранения провинции Онтарио запустило программу фертильности(OFP), в соответствии с которой, проводилось финансирование одного цикла ЭКО на одного человека, который включает в себя перенос свежих и замороженных эмбрионов в результате протокола ЭКО. Любая женщина, проживающая в Онтарио, имеющая действительную медицинскую карту Онтарио и не достигшая 43 лет, имеет право на цикл ЭКО по программе.
До этого план медицинского страхования Онтарио ограничивал охват лечением ЭКО для лиц с двусторонней обструкцией или отсутствием маточных труб. Возрастной порог <43 лет был выбран несколько произвольно, но был основан на рекомендации о том, что совокупный коэффициент живорождения должен составлять не менее 10%.
С момента запуска программы в Онтарио наблюдается растущий спрос на услуги по лечению бесплодия, о чем свидетельствуют списки ожидания продолжительностью более 1 года во многих клиниках. Расширение доступа привело к тому, что за лечением обратились более разнообразные группы пациентов, включая женщин старшего репродуктивного возраста, у которых меньше шансов забеременеть. Это поднимает несколько важных вопросов - рассматривала бы эта группа населения ЭКО в отсутствие программы, финансируемой государством❓
является ли это справедливым распределением ресурсов в контексте ограниченного финансирования общественного здравоохранения❓
следует ли уделять приоритетное внимание пациентам с относительно низким совокупным коэффициентом живорождения❓
следует ли учитывать другие критерии, помимо возраста, при рассмотрении вопроса о приемлемости❓
Целью этого исследования было изучение демографии и клинических исходов пациентов в возрасте 40-43 лет, обратившихся за ЭКО в Онтарио, Канада, до и после внедрения финансируемого государством ЭКО.
Результаты:
✅после запуска OFP количество циклов лечения у женщин в возрасте 40-42 лет в Онтарио увеличилось почти вдвое.
✅частота клинической беременности в начале цикла (17% против 13,3%, р < 0,001) и совокупная частота клинической беременности в течение цикла стимуляции (20,5% против 16,8%, р < 0,001) были статистически выше у женщин до внедрения OFP.
✅хотя совокупный коэффициент живорождения в начале цикла был статистически ниже после введения финансирования (12,5% против 10,5%, р = 0,027), клиническая значимость этой разницы представляется незначительной. Результаты были выше порогового значения в 10% живорождений за цикл, рекомендованного консультативной группой по оказанию услуг в области бесплодия, созданной по заказу министерства здравоохранения для определения доступности к ЭКО, финансируемому государством.
При разработке системы здравоохранения, финансируемой государством, часто учитывается экономическая эффективность. Вероятность наступления беременности, как естественным путем, так и с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, снижается с возрастом, в то время как риск самопроизвольного прерывания беременности, в первую очередь связанный с хромосомными аномалиями, увеличивается, что приводит к снижению уровня рождаемости с возрастом. Стоимость живорождения у женщин старшей возрастной группы значительна, а повышенные показатели потери беременности на ранних сроках у этой группы населения еще больше увеличивают расходы на охрану репродуктивного здоровья. Тем не менее, социальные тенденции привели к задержке деторождения во многих частях мира. Инновации в репродуктивных технологиях расширили возможности для женщин преклонного репродуктивного возраста, но показатели успешности остаются обратно пропорциональными возрасту женщины. Поэтому тема финансирования ЭКО в целом остается сложной.