Найти тему
АиФ–Тверь

Аварийное наследие. Как спасают памятники архитектуры в Тверской области

   Аварийное наследие. Как спасают памятники архитектуры в Тверской области
Аварийное наследие. Как спасают памятники архитектуры в Тверской области

В Осташкове в январе продали с аукциона два бывших многоквартирных дома – архитектурных памятника. Пока это редкость, но «процесс пошёл». «АиФ в Твери» выяснял, поможет ли частная собственность сохранить исторические постройки и какие ещё есть способы их спасения.

Второй шанс

По данным областного Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия (Главнаследие), в Верхневолжье более 10 700 памятников федерального, регионального и местного значения, включая археологические. Все они охраняются государством, и это означает, что переделывать их по своему вкусу, перестраивать под свои нужды запрещено. Даже перекрашивать стены в другой цвет зачастую нельзя.

На охрану и восстановление рушащихся исторических зданий, находящихся в собственности государства или муниципалитета, требуются средства гораздо большие, чем может выделить казна. Поэтому строения, а зачастую целые анфилады, постепенно разрушаются. Логичный выход из ситуации – привлечь частный капитал. В этом случае отдельные, попавшие в поле зрения крупного российского бизнеса объекты обретают вторую жизнь.

Именно так в своё время получилось с усадьбой Стрешневых «Знаменское-Раёк» в Торжокском районе и усадьбой князей Куракиных «Степановское-Волосово» в Зубцовском округе. В похожей ситуации оказалось и здание Аваевской богадельни в Твери, известное как «Ласточкино гнездо»: сейчас там ведётся реставрация. Им повезло. А как быть с другими памятниками?

Здесь многое зависит от властей, местных и региональных. Так, в 2017 году в Кимрах по иску Главнаследия изъяли в собственность Тверской области памятники «Торговые ряды XIX века» и «Гостиный двор» 1914 года постройки. Последний спустя два года обрушился. В дальнейшем оба памятника продали птицеводческой фирме. В прошлом году за её счёт там провели противоаварийные мероприятия, а сейчас разрабатывают проект реставрации.

В Осташкове же властям удалось договориться с местными жителями: два аварийных дома-памятника теперь обрели новых хозяев. Первый – дом мастера Суравкова – пополнил окружную казну на 2,1 млн рублей. Второй – усадьба Болотниковых на берегу Селигера – на 3,1 млн рублей. Новые владельцы смогут приспособить их под свои нужды, разумеется, при условии, что восстановят утраченные элементы.

«В Тверской области высокая плотность объектов культурного наследия. Их по сравнению с другими регионами РФ действительно много. И ресурсов, выделяемых на программы по сохранению культурного наследия регионом и федерацией, не хватает, чтобы охватить трепетным вниманием все памятники, – считает искусствовед, член Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александра Смирнова. – Разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств, адекватном поведении нового собственника и соблюдении законодательства продажа памятников в частные руки – благо и шанс для самого памятника».

Кто интересант?

В Торжокском районе, где в муниципальной собственности находится только одно здание-памятник – архитектурный комплекс начала XIX века «Усадьба Казнаковых» в селе Ладьино – и десятки зданий в федеральной региональной собственности, интерес частных покупателей к ним только пробуждается. «Мы прорабатываем вопросы, связанные с их возможным приходом на охраняемые объекты, чтобы чётко понимать, что это за интересанты, чего они хотят и на каких условиях. Все вопросы будут решаться вместе с регионом», – рассказала нам глава района Елена Хохлова.

А в Старицком районе для спасения ветхих охраняемых объектов с частниками заключают двухлетние договоры аренды, по истечении которых у арендаторов возникает преимущественное право выкупа зданий с рассрочкой платежа. Таким способом в райцентре восстановили уже несколько домов. Сегодня в них размещаются туристические и гастрономические объекты.

Покупка памятника – не единственный способ спасти его от гибели. Например, в деревне Переслегино Торжокского района сейчас идут противоаварийные работы в храме Святых апостолов Петра и Павла. Занимается этим благотворительный фонд. Ещё деньги можно получить в Новом банке развития БРИКС. Например, в Торжке он способен профинансировать реставрацию комплексов «Путевой дворец» 1770 года, «Присутственные места», «Дом городничего и казначея», а также благоустройство старинного сквера «Городской бульвар». Если, конечно, местным властям и активистам удастся защитить такие проекты в Правительстве России.

Кстати

С января 2016 года арендатор любого муниципального памятника в Твери должен платить лишь 1 рубль за квадратный метр, если он взял на себя бремя реставрации и провёл её в течение пяти лет. Похожая норма с августа 2018 года действует по всей Тверской области. При этом, если арендатор не выполнит обязательства по реставрации, договор с ним расторгнут, а в бюджет региона взыщут сумму в размере 35% от стоимости работ по восстановлению объекта.