Сущность гневной ( как и другой) тантры это союз пустоты и сострадания. Гневный йдам выглядит таким гневным с виду, потому что он выполняет работу по противодействию сильным препятствиям. Как хирург со скальпелем, делающий болезненную операцию, чтобы вылечить тебя от тяжёлой болезни.
Мирное божество лечит тебя с помощью медленной терапии. А когда медленная терапия не помогает, то призывается гневное божество, хирургия, чтобы устранить препятствия тяжёлой болезни.
Гневный йдам гневный по своему виду, по своему действию. Но сущностью этого действия являются любовь и сострадание.
Причем гневное божество противостоит как раз гневу.
Как написано в садхане Ваджракилайи - ,,ваджрный гнев прорывается сквозь обычный гнев". Ваджрный гнев растворяет агрессию. Само острие ножа, килайи гневного божества, направлено внутрь тебя на твоё же цепляние за ,,я", на твои собственные клеши. А ни в коем случае не вовне. Если оно каким-то образом направлено вовне, то это полностью противоречит действию божества. Когда глупцы начитывают друг на друга гневные мантры, то они полностью противоречат самому принципу гневного божества. Гневные божества воюют с клешами, а не с людьми. Они воюют с гневом.
Христиане испытывают гнев к врагу. А гневное божество испытывает гнев к гневу.
Наш старый друг тибетский монах Таши Гермей говорит, что ,,если ты практикуешь Ваджракилайю, а сам при этом глупый, то ты не Будда дракпо( гневный Будда), а кукпа дракпо(гневный болван)".
Если в ходе практики гневного Йдама у тебя только увеличиваются противоречия, конфликтность, напряг, то твои действия неправильны.
Буддизм - это четыре силы - увеличение всего хорошего, что было. Убирание негативного, что было. Усмирение,пацификация. И привлечение живых существ к учениям о просветлении. Когда ты имеешь какую-то определенную реализацию практики, эти четыре силы должны проявиться.
Самый гневный йдам приходит на помощь, когда гнев очень силен. Именно когда в мире, между людьми разгорается гнев, тогда и практикуют гневного Йдама с целью направить его ваджрную силу именно на этот вот гнев.
Если ты начинающий практик, то поступающая гневная энергия автоматически начинает проходить по твоим обычным ординарным путям до тех пор, пока ты не научишься с ней работать. А сначала она тебя надувает и превращает в гневного дурака. Мы сами, начав практиковать Ваджракилайю, кидались друг в друга утюгом. Надо просто пройти через этот период и в дальнейшем уже никогда гневный йдам не вызовет у тебя никакого гнева.
Абсолютно все Ламы практикуют гневных божеств в большом количестве. Но все они очень добры и сострадательны.
Когда тибетцы приходили из Китая, где многих из них убивали , пытали и держали в лагерях, они говорили, что там было очень опасно в том смысле, что было очень опасно впасть в гнев. А впадение в гнев разрушает весь твой путь, всю твою заслугу и тебя самого. Поэтому это и было крайне опасно. Ади Ринпоче из нашей Линии передачи провел в китайском лагере 30 лет, таская камни. Когда его спрашивали, как он сумел вынести такую тяжёлую жизнь, он отвечал, что ни разу к своему физическому страданию он не прибавлял ментального. Не чувствовал ни гнева, ни отталкивания.
Гирлянда отрубленных голов на четках Ваджрайогини - это отрубленные головы твоих клеш, а не отрубленные головы каких-то людей. То же самое и черепа. Трупы под ногами йдама - это трупы гнева и неведения. Нож гневного Йдама это нож, который отрезает цепляние за двойственность, отсекает двойственное вИдение. Когда Ваджрайогини - пьет из черепа, то она пьет амриту просветления. А когда она страстно танцует, то это не ординарное сладострастие, а с страсть к просветлению.
Тантра это прорыв через ординарные клеши - гнев, страсть и прочие, к просветлению и мудростям. Происходит трансформация ядов в мудрости, а не увеличение ядов. Если твоя практика гневного Йдама только увеличивает твой ординарный гнев и направляет тебя на какого-то врага, то это только увеличение яда, увеличение сансары. Это явный признак неудачи в практике. Считается, что если кто-то в этом упорствует, то он превращается в рудру, в демона.
Образы гневных божеств взяты из образов Якш. Якши это были демоны, которые, действительно, пили кровь, отрубали головы и т.д. А в тантре использовали их формы , действия перевернули кверх ногами и теперь гневные йдамы борются против гнева и противостоят всем действиям, которые проистекают из гнева.
На внешнем уровне, если идёт какая-то война, то практик, который садится делать Ваджракилайю, пытается эту войну прекратить. Убрать гнев и агрессию, которая была её причиной. А не для того практикует, чтобы победила одна из сторон конфликта.
Тантрическая практика начинается с принятия буддийского Прибежища. Прибежище является абсолютно необходимым условием буддийской тантрической практики. И если вы занимаетесь чем-то, вредящим живым существам, то таким образом вы противоречите Прибежищу и разрушаете тантрические обеты.
У Ургена Тулку написано, что если вы начинаете разрушать самайю, начинаете совершать действия,причиняющие вред живым существам, то Ваджрасаттва в вашем сердце превращается в гневного якшу и начинает сосать вашу кровь. Поэтому раньше в Тибете гневные мантры не давались так открыто. Они давались только такому ученику, который может правильно их использовать. Потому что если он начинает их неправильно использовать,то это приносит большой вред и ученику, и учителю. Сейчас гневные мантры дают широко и в некоторых случаях их дают те, кто вообще не имеет права их давать.
Если воюют между собой христиане или мусульмане, то они считают, что кто-то из них демон, а они сами ангелы. Поэтому им надо убить людей с противоположной стороны, чтобы истребить демонов.
В буддизме считается, что если кто-то против тебя воюет, совершает негативные действия, то ты должен попытаться уничтожить именно гнев, страсть, неведение, обуявшие его. Против них ты борешься, а не против него самого.
У Шантидевы сказано, что когда кошку бьют палкой, то кошка лупит лапой по палке в то время, как бьёт кошку на самом деле не палка, а тот, кто её держит. Так же люди, которых обуял гнев, неведение, зависть, ревность и т.д. являются просто палкой, орудием этих клеш. Поэтому гневные божества в тантре направлены на устранение этих клеш и ни в коем случае не на людей. Даже если на тебя напали и тебе приходится физически защищаться, то ты при этом не должен испытывать ненависти и гнева сам.
Нет такого понятия в буддизме,как ,,праведный гнев".