Вступление
Почти 5 месяцев мы зимовали в Турции с автодомом. Не дождавшись отказа по внж, решили ехать домой.
Перед отъездом мы изучали чаты в Телеграм о ситуации на турецко-грузинской границе и Верхнем Ларсе.
В феврале россиян с нарушением срока пребывания в Турции перестали пускать в Грузию на КПП Сарпи. Есть ещё 2 КПП: Вале и Карцахи. Там практически нет очередей из легковых машин и пока ещё пускают россиян с нарушением сроков пребывания.
Мы выбрали КПП Карцахи. Выяснили, что там хорошая сухая дорога, прогноз был солнечный. Пора ехать.
В Анталии мы поставили зимнюю резину. Нашли подходящую в «Городе мастеров» - сеть автомастерских на северо-западе Анталии.
Вечером доехали до Манавгата, ночевали возле тц Nova Mall
От Манавгата выдвинулись на север через горы. В тот день доехали до Каппадокии (470 км). Дорога была приятная и живописная
Утром мы проснулись в сказочной стране
В городе Кайсери последний раз поменяли газовый баллон в Aygaz. Напоминаю, в автодоме от газа работают отопление, холодильник, плита. Дальше на север становилось только холоднее, нам надо было продержаться до Грузии с одним баллоном.
Ландшафт постепенно менялся
Через несколько км кругом уже лежал снег. Мы поднимались в горы.
По дороге через Сивас и Эрзинджан мы приехали в Эрзурум (700 км). Город расположен на высоте 1900 м над уровнем моря. Кругом лежал снег, температура минус 10.
Ночью пришлось включить печку на максимальную мощность. Пледами завесили кабину (штора уже не спасала) и дверь. Вытащили нижний кухонный ящик, чтобы тепло проходило к водопроводным трубам. Бак сточной воды открыли, чтобы вода сливалась в снег и нигде не замёрзла. Спали в одежде.
Утром в салоне было тепло, но вода в санузле все-таки замёрзла. Днём оттаяла, так как на солнце потеплело выше нуля.
Последняя ночевка перед границей была в городе Карс (200 км). Ночью было минус 15.
Дороги в Турции очень приятные. Четыре полосы, обочина, разделительная полоса. Часто встречаются источники с водой, зоны отдыха. По Турции мы ехали без стресса, на позитиве.
До Карцахи добирались по маршруту
Ситуация на турецкой стороне
За нарушение сроков пребывания нам назначили штраф по 734 лиры за человека (3000₽). За машину тоже отдали 3000₽ (полтора месяца просрочки).
Мы не стали объяснять, что ждали внж и так не дождались. В чатах рекомендуют не спорить. За неуплату штрафа могут запретить въезд в Турцию.
Сотрудники таможни были очень вежливы, угостили чаем с бубликом. Мы были единственные на легковом авто. Впечатление подпортило только то, что зависла система платежей и мы прождали 5 часов, чтобы на границе увидели оплату штрафа.
Турки извинялись, но ничего не могли сделать.
В таких ситуациях думаю, хорошо, что мы на автодоме! Мы сидели в тепле, приготовили поесть, ожидание прошло в домашней обстановке.
Ситуация на грузинской стороне
Тут мы провели 2 часа и они были самыми неприятными.
Сашу вызвали на допрос. Потом он рассказывал, что задавали неприятные вопросы, в том числе, куда едешь и где служил.
Таможенники тянули время, мы подумали, нас развернут обратно. Потом обьявили, что у нас штраф.
Мы вспомнили, что при въезде в Грузию нам выписали штраф за ремень 40 лари, которые мы не оплатили.
С пеней накапало 125 лари. И запрет на вождение на территории Грузии на полгода.
Выручило, что у меня были с собой права.
Саше нельзя за руль, а я ни разу не садилась за руль ретро-автодома. Так себе ситуация.
В растерянности я занимаю водительское место. Саша начинает говорить, что делать.
До этого я водила только легковой автомобиль и новый альковный автодом, но там было все проще. Мы ехали по ровной трассе, а не по серпантинам.
Что-то произошло и грузин подаёт знак Саше садиться за руль. Мы выдохнули, но дальше ехали очень аккуратно, чтобы не остановили полицеские и снова не оштрафовали.
Грузия
К сожалению, мы выбрали неудачный маршрут через Грузию. Говорят, через Боржоми дорога лучше.
От границы ехали в темноте через горы. Дорога до Тбилиси двухполосная и кое-где битая. Мы пересекали горный хребет. Было холодно, снежно и опасно. Дорогу заносило снегом, боковой ветер поднимал вьюгу. Кроха уже не тормозил, а катился. Через 15 минут обогнули хребет и погода резко изменилась. Спустились по серпантину вниз, а там уже не было снега.
Решили ехать до победного.
На ночевку встали у крепости Ананури
Военно-грузинская дорога
На Верхний Ларс ведёт двухполосная дорога-серпантин без обочины. Встречаются фуры, которые просто стоят на дороге и ждут, когда их вызовут на границу.
В октябре фуры стояли в очереди на нейтральной полосе и не давали проехать легковым авто. Видимо, решили как-то разгрузить, теперь фуры ждут вызова за несколько км от границы.
На участке после Гудаури полиция регулирует встречные потоки, так как тоннели не позволяют разъехаться двум фурам.
На грузинской стороне
Так как Саше нельзя водить машину на территории Грузии, я села за руль и «прикинулась» водителем. Немного подрулила к КПП, подала паспорт и птс. Мне не задавали вопросов, поставили штамп и отпустили.
Сашу отправили в коридор для пешеходов. Это значило, что мне надо как-то самой выехать и припарковаться. Было волнительно, но я справилась.
На российской стороне
На российской границе нас не допрашивали, только посмотрели автодом: альков, рундук под диваном, туалетную кабинку и гардероб.
Мы ничего запрещённого не везли, даже алкоголь, так как все можно купить в России.
Советы
- перед прохождением границы изучайте ситуацию в чатах. Там люди делятся опытом в режиме онлайн
- Грузию лучше всего проезжать в дневное время. Так как второстепенные дороги плохие и не освещены
- тех, кто не нарушал сроков пребывания в Турции, ещё пускают на КПП Сарпи
- оплачивайте автомобильные штрафы заранее, чтобы не попасть на запрет на вождение
- следите за погодой, выбирайте солнечные дни.
Заключение
Прохождение границ и тяжелая дорога утомили нас. И мы заехали в Пятигорск. Оказывается, там уже весна, тепло и мы с удовольствием прогулялись по центру. Пение птиц, минеральная вода и вкусная русская еда привели нас в чувства.
В следующих статьях расскажу о зимовке с автодомом в Турции. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.