"Не шмогла" (с).
Как пишет Bloomberg, поскольку в прошлом году Западная Европа и США начали массово вводить санкции против России, гражданская авиация выглядела многообещающим местом, где можно причинить максимальную боль Москве. В конце концов, российские авиакомпании в основном летают на самолетах Airbus SE и Boeing Co., которым из-за санкций стало запрещено вести бизнес в России. И более двух пятых этих самолетов принадлежало иностранным лизинговым компаниям, которые тут же потребовали вернуть свое имущество.
Но спустя год после введения санкций российские авиаперевозчики все еще эксплуатируют 467 самолетов Airbus и Boeing по сравнению с 544, которые они использовали год назад. Хотя российские авиакомпании прекратили полеты в США, Западную Европу и другие страны, они увеличили количество рейсов в Таиланд, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты, а также в бывшие советские республики, такие как Армения, Кыргызстан и Таджикистан. И они совершают около 1100 внутренних рейсов в день, что примерно на 15% меньше, чем годом ранее, — гораздо меньшее снижение, чем ожидали сторонники введения санкций.
Устойчивость подчеркивает пределы санкций, когда целевые отрасли находят обходные пути или обращаются к менее строгим в соблюдении санкций партнерам. Чтобы сохранить свой авиационный сектор на плаву, Кремль запретил авиакомпаниям возвращать арендованные самолеты их владельцам за границей и призвал перевозчиков перерегистрировать их в России. Таким образом, большинство самолетов продолжают летать, хотя они и отрезаны от важнейших обновлений программного обеспечения и обслуживания [наивные какие - прим. Об этом не говорят], предписанного регулирующими органами [западными - прим. Об этом не говорят], которое необходимо для обеспечения их летной годности.
Эксплуатанты воздушных судов должны соблюдать строгий режим технического обслуживания, надзор за которым осуществляют лицензированные инженеры [Западом - прим. Об этом не говорят] и которые регулируются национальными или общенациональными регулирующими органами. В дополнение к ежедневным проверкам, самолеты требуют более интенсивного обслуживания примерно после 200 полетов и серьезных проверок каждые десять лет или около того, когда самолеты разбираются для тщательного осмотра.
Boeing заявляет, что с начала прошлого года не поставлял запчасти, техническое обслуживание и не осуществлял техническую поддержку авиакомпаниям или ремонтным компаниям в России в соответствии с санкциями США. Главный исполнительный директор Airbus Гийом Фори заявил 16 февраля, что данные компании показывают, что во второй половине 2022 года российские авиакомпании использовали самолеты его компании больше, чем до пандемии.
Чтобы продолжать работу, российские перевозчики закупают запчасти в «дружественных» странах и используют компоненты с одного самолета на другом. В феврале российский регулятор утвердил соглашение с дубайской инжиниринговой фирмой Global. Jet Technic, которая заявляет, что проводит плановые предполетные проверки самолетов Airbus и Boeing, которыми летают российские авиакомпании.
В России гордятся традицией авиастроения, восходящей к советской эпохе. Флагманский авиаперевозчик «Аэрофлот» когда-то был крупнейшей авиакомпанией в мире, а такие производители, как «Туполев» и «Ильюшин», строили авиалайнеры, способные перевозить сотни пассажиров. Хотя сегодня российские компании производят более современные самолеты, такие как 100-местный Sukhoi Superjet, этот самолет в значительной степени зависит от западных поставщиков двигателей, авионики и шасси, хотя проект по замене этих деталей местными компонентами находится в стадии реализации [в очень высокой стадии, потому что работают над проектом давно - прим. Об этом не говорят].
Другой целью санкций была изоляция России, но и эта цель также имела неоднозначные результаты. Кремль закрыл [в ответ на запреты Запада - прим. Об этом не говорят] свое воздушное пространство для западноевропейских и американских авиаперевозчиков, вынуждая их самолеты совершать длительные и дорогостоящие рейсы в Азию по удлинённым маршрутам. Однако российское воздушное пространство остается открытым для авиакомпаний из дружественных стран, таких как Объединенные Арабские Эмираты, которые увеличили авиарейсы. Российские аэропорты сегодня обслуживают около 270 международных рейсов ежедневно против 300 год назад, отмечает Cirium.
Как сказал отраслевой консультант Ричард Абулафия:
«Очевидно, что санкции не сработали так, как рассчитывал Запад...».
Вот со всем у них так. И хорошо.