Как советник первых лиц, я давно занимаюсь и консультирую по темам личной и бизнес-стратегии. И по отдельности, и во взаимосвязи. Что же такое личная стратегия и в чём её отличие от бизнес-стратегии? Может ли она быть у любого человека, а не только у собственника или первого лица? Можем ли мы назвать личной стратегией любые стабильные поведенческие паттерны? Ведь наши травмы часто проявляют себя на протяжении всей жизни и в повторяющемся формате. А поведение людей с расстройствами личности достаточно стабильно и тотально в своих искажённых, зачастую дезадаптированных проявлениях. Может ли это быть личной стратегией или всё-таки личная стратегия – это что-то другое? Применимы ли к личной стратегии бизнес-инструменты, которые мы используем для стратегического управления? На эти темы я буду говорить и писать в ближайшее время. А сегодня давайте обсудим самое главное.
Безусловно, личная стратегия может быть у любого человека. Я буду больше концентрироваться на личной стратегии топ-менеджеров и собственников, поскольку больше взаимодействую с этой аудиторией. Именно в таком формате личная стратегия неразрывно связана с бизнес-стратегией людей и компаний, которыми они управляют или владеют. Потому что мы знаем, компания – это практически всегда отражение энергии, характера, «лица» собственника или собственников и, в меньшей степени, топ-менеджмента.
Мы действительно можем применять к личной стратегии инструменты бизнес-стратегии. Само слово «стратегия» указывает на то, что это про умение спланировать и реализовать долгосрочные цели (если говорить упрощенно, не используя специальной терминологии). Долгосрочные цели организации – это бизнес-стратегия, долгосрочные цели личности – это личная стратегия.
Можем ли мы к личной стратегии отнести наши неосознаваемые стабильные поведенческие шаблоны, бесконтрольные стремления и прочее? Я бы не стала этого делать, хотя есть большое искушение поступить именно так. Почему? Потому что стратегия – это план, задачи, цели, миссия, видение. И здесь очень важна осознанность. Осознанность не только как практика концентрации внимания, а глобально, с точки зрения подхода восточной философии: умение понять и почувствовать себя, увидеть своё предназначение, глобальные задачи. Это очень важно с точки зрения стратегического подхода не только в бизнесе, но и в личном.
Что же это может быть в личном с точки зрения собственника и топ-менеджера? Помимо каких-то глобальных бизнес-задач это могут быть задачи на жизнь в целом, то, как мы хотим вести себя в жизни, чего мы хотим достичь, с кем, каким образом, как мы хотим себя презентовать во вне, в мир – тот самый личный бренд, в том числе. То есть все глобальные вопросы, которые являются для нас основными, жизнеутверждающими, относящимися к длинному циклу, а, значит, стратегическими.