Анализ стилей семейного воспитания и травма сепарации на примере фильма «Мой мальчик» (2002)
Для меня этот фильм о боли несчастных детей несчастных родителей. В фильме представлено несколько семейных историй, но все они, на мой взгляд, разворачиваются по одному сценарию.
Главные герои картины 12-летний мальчик Маркус и 38-летний Уилл, на мой взгляд, очень похожи и встречаются они не случайно, а совершенно закономерно. Маркус отзеркаливает детские травмы Уилла, именно поэтому эти два совершенно одиноких травмированных «ребенка» находят друг друга.
Уилл – инфантильный 38 летний молодой человек, никогда не работал, живет на дивиденды от известной песни, когда-то написанной его отцом. В его модели поведения доминирует внимание к порядку и перфекционизм. Он сосредоточен на деталях и схемах: все люди острова – говорит он – я-Ибица. Его день разбит на четкие временные отрезки, каждый миг предсказуем, нет ничего тревожащего и неожиданного. Живет достаточно обособленно, плохо переносит критику. Не сформирован образ будущего, можно предположить, что будущее вызывает страх, поэтому предпочитает жить в ритме регламента, выполняя стандартные, рутинные действия, когда правила четко определены. Складывается ощущение, что он очень боится потерять то, что для него безопасно и известно. Страх потерять контроль над происходящим.
Уилл достаточно демонстративен, ему важно какое впечатление он производит и как выглядит в глазах других. Наблюдаются дезадаптация по нарциссическому типу. Важно отметить, что в фильме хорошо показано, как колеблется его самооценка (эталонный образ - неуверенность, робкость). Нарциссизм — компенсация заниженной самооценки, непробиваемая психическая защита от недолюбленности в детстве. Как правило, человек, вытесняя презрение к себе и другим, постоянно доказывает какой он потрясающий. Достаточно яркий пример в фильме – это первый телефонный звонок Маркуса, Уилл соглашается пригласить пообедать его с мамой только ради того, чтобы потешить свое ЭГО, еще раз доказать себе и окружающим какой он хороший.
Все вышесказанное демонстрирует нарушение привязанности между родителями и Уиллом. Тут возможны разные стили родительского воспитания от гиперопеки до гипоопеки. Уилл делится, что мама его заставляла петь «Сани Санты», чтобы порадовать отца и теперь его эта песня раздражает. На мой взгляд, отец настолько был занят написанием еще одного хита и судя по тому, что новой песни так и не случилось, возможно отец был в унынье или в депрессии. Произошло «застревание», тело выросло, а сам он так и остался маленьким мальчиком.
На мой взгляд, важно обратить внимание на тип привязанности. Так как в фильме ярко демонстрируется синдром Казановы, можно предположить, что доминирует избегающий стиль привязанности. Мамы с избегающим типом привязанности нечувствительны к эмоциональному состоянию и потребностям своего ребенка, что приводит к защитному поведению ребенка, который для того, чтобы избежать новых разочарований в матери, избирает отстраненную и безразличную манеру поведения. В дальнейшем такие люди обесценивают значение близких отношений, что закрепляется в поведении посредством установки отчужденной независимости. Проявление потребности в близости воспринимаются им как угроза, поэтому он часто меняет половых партнеров, не беря на себя ответственность за складывающиеся отношения. Также в беспорядочных половых связях он отыгрывает обиды на мать.
Сможет ли Уилл быть счастлив в новой семье и как это может отразиться на его здоровье?
На мой взгляд, ему будет сложно, возможно, он будет проявлять неосознанные действия по выходу из существующих отношений (необоснованная критика, придирки к мелочам, беспричинные обиды, прилюдное унижение партнера); проявятся проблемы с доверием (чрезмерный контроль, приступы ревности, желание видеть в поступках и действиях партнера посягательства на собственную свободу); проявится ярко выраженная ориентация на независимость (нежелание или неумение попросить о помощи или принять ее, нежелание посвящать партнера в текущие дела и проблемы); будет скуп к проявлению признаков внимания, в том числе отсутствие раскрепощения в моменты интимной близости; будет проявлять сильное желание контролировать развитие отношений без учетов интереса партнера, бескомпромиссное обозначение границ и установка правил;
Если он не будет ощущать превосходства, не будет получать дозу публичной похвалы и любования, то может наступить депрессия. Также, возможно, новые отношения «разрушат» его привычный порядок и регламент, а вместе с тем и чувство безопасности, что может привести к уходу в зависимости (алкоголизация, наркомания).
Маркус – подросток 12 лет. На мой взгляд, Маркус – единственный взрослый в этой истории, это тот случай, когда ребенок ставится в позицию родителя по отношению к собственной матери. Конечно эти отношения являются травмирующими для него. И отец, и мать ребенка демонстративны и инфантильны.
Фильм начинается с того, что Маркус задолго до будильника просыпается и не может уснуть. Можно предположить, что нарушен режим сон-бодрствование на фоне затяжного стресса.
Фиона - мать Маркуса, на мой взгляд, страдает пограничным расстройством личности. Ей нужен кто-то кто бы ее гарантированно любил. В фильме прослеживается четкая установка, чтобы ребенок не взрослел: Маркус ходит в детской шапочке и свитере, называет его «мой малыш», на окне висят детские рисунки ребенка. Таким образом, мама провоцирует сохранение инфантильности и наивности, для нее ребенок – всегда «малыш». В ходе этого уменьшается количество запросов к подростку и создается потворствующая гиперзабота и контроль. Только мама знает, что нужно и правильно для «малыша»: сладости по воскресеньям, быть вегетарианцем и тд. «В споре ты всегда побеждаешь, лучше скажи, что мне делать… - кричит ей Маркус»
Люди, страдающие ПРЛ испытывают проблемы с ощущением того, что их действительно кто-то любит и постоянно испытывают страх, что еще чуть-чуть и останутся никому не нужными. Бесконечные эмоциональные качели: светлый период, когда они верят, любят, боготворят, прощают и закрывают глаза на все, а также додумывают положительные стороны объекта любви сменяется тяжелой депрессией, с чувством своей малозначимости, бессилия и пустоты. Любящая заботливая мама сменяется плачущей, отстраненной и жалеющей себя.
В этих условиях у ребенка очень сложно формируется какая-то самооценка. Мама может выдавать и кнуты, и пряники за одно и тоже в зависимости от состояния психического здоровья. У детей пограничников плохо сформировано понятие о том, что такое семья и что такое любовь.
В этой семье продемонстрирован тревожно-амбивалентный стиль привязанности. Противоречивость материнского поведения оставляет детей в неуверенности относительно того, поддержит ли их мама, если они будут в ней нуждаться. В последующем такие люди слабо регулируют границы собственного Я, что также продемонстрировано в фильме. Маркус сначала следит за Уиллом, затем звонит и манипулирует им.
Маркус – неуклюжий мальчик, которого травят в школе, он не вписывается ни в одну социальную группу. Психофизиологические реакции на стрессовую ситуацию – замри - отключение всех чувств и эмоций, порой доходящее до ощущения потери реальности. Одна из распространенных и разрушительных форм реакций на стресс, так как из нее тяжелее всего выбраться. Творчество – музыка является отдушиной и для мамы, и для сына. На мой взгляд когда мама играет и поет она уходит в трансовое состояние и в это время становится спокойно и безопасно, ребенку важно быть сопричастным, когда хорошо маме, хорошо и ему. Маркус часто поет неосознанно на уроках, скорее всего так психика сбрасывает скопившееся напряжение. Мама часто говорит ему: «Когда ты поешь, это наполняет мое сердце радостью». Маркус – спасатель и готов пойти на все, чтобы маме стало лучше: «…даже если это перечеркнет мою жизнь...».
Ситуация с попыткой суицида мамы сильно напугала его, можно говорить о ПТСР, так как он каждый день мысленно возвращался в эту ситуацию. Уилл оказался единственным человеком, который, пусть и неуклюже проявил поддержку и сочувствие. Дом Уилла оказался местом, где можно отключиться и побыть собой. Именно Уилл помог Маркусу пережить это травмирующее событие. Уилл становится для Маркуса спасателем, объектом привязанности.
Сможет ли Маркус быть счастлив в новой семье и как это может отразиться на его здоровье?
Хотелось бы обратить внимание на то, какую подружку Маркус выбирает себе, на мой взгляд она очень напоминает его мать. Так как в отношениях с мамой возникает страх потери близкого, возможен риск построения зависимых и созависимых отношений во взрослой жизни, часто с патологической ревностью и преследованиями объекта любви; как правило, формирует манипулятивные, неискренние отношения с целью получения выгоды для себя; скорее всего будет иметь неустойчивое эмоциональное состояние.
На мой взгляд, возможны попытки аутоагрессивного поведения, психопаталогия по нарциссическому или истероидному типу.
Также важно отметить семью Рейчел. Мама также воспитывает 12летнего сына одна. Эмоционально холодная мама склонна уходить в мир фантазии (творчества) и алкоголя, озабочена поиском спутника жизни и поддержки. Ее сын достаточно агрессивно реагирует на новых избранников мамы, закатывает истерики и кричит, что мама любит только его… Мальчик ищет поддержки и принятия в дворовых субкультурах. В будущем возможно развитие патологических деструктивных форм поведения, таких как нарушение социальных норм и правил.
Автор: Воровщикова Анастасия Борисовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru