Найти в Дзене

2. Режиссура как вид художественно-творческой деятельности

Оглавление

Режиссура – своеобразный вид художественного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно -тематического замысла произведения одного из «зрелищных искусств» с помощью только ему присущих выразительных средств в деятельностном смысле различают режиссуру драмы, музыкального театра (оперы, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлений и массовых праздников.

Понятие «режиссура» сегодня распространяется на художественную и социально-культурную организацию не только самых различных произведений коллективного творчества, но и массовых общественных акций: режиссура общественно-политических и рекламных кампаний, презентаций; режиссура художественных вернисажей и парада мод, режиссура книги и музыкального альбома, режиссура школьного урока и т.д.

Таким образом, понятие «режиссура» можно определить как художественный процесс создания композиции гармонического целого из различных компонентов произведений искусства и явлений реальной жизни. Все эти виды режиссуры отличаются своими специфическими особенностями и в то же время имеют свои общие принципы, основанные на естественных законах композиции целого в природе и в искусстве.

Предметом режиссуры массового театрализованного действия является человеческое общение художественными средствами, это двуединый творческий процесс режиссуры художественныхвыразительных средств и режиссуры самой жизни. Результатом режиссерского процесса здесь становится образ праздничного события, образ праздничного театрализованного общения.

Ведущей задачей режиссеров театрализованных представлений и праздников является художественно-образное решение и организация реальных событий для зрителей и с их участием. Специфика режиссуры театрализованных представлений и праздников заключается в том, что режиссер выступает автором предстоящего театрализованного действа. Задача режиссера зрелища выявить суть социальной проблемы, определить свою авторскую концепцию и найти ей образное выражение. в связи с этим первоначальным моментом режиссерской деятельности является работа над замыслом сценария, который композиционно соединяет имонтирует в себе разнородные материалы: документы, мемуары, письма, выступления реальных героев, церемониально-обрядовые действа, стихи, песни, танцы, пантомиму, видеоряд и многое другое. Все части по замыслу театрализованного действа должны быть подчинены режиссерскому ходу, объединяющему их в единоецелое и способствующему образному решению авторской концепции. Вместе с тем каждая из частей (эпизодов) композиции должна иметь законченную мысль и внутреннее развитие смысла общей идеи режиссера.

Еще одной особенностью режиссуры театрализованных представлений является синтетичность зрелищной природы. Режиссёру необходимо знать и чувствовать всю палитру средств вы- разительности, владеть каждым из них и умело использовать их в процессе создания художественного образа различных театрализованных действ. Однако стремиться к эффектности сценического действа, которое требует неожиданности изобразительного решения, необходимо, руководствуясь важнейшим принципом содержательного и стилевого единства театрализованного действа. По словам Розовского М.: «Эффектное режиссерское решение действует на зрителя своей новизной, неожиданностью формально-постановочных средств»

Вместе с тем следует помнить, что форма должна органично сочетаться с содержанием театрализованного действа и способствовать его художественно-образному раскрытию. Эффектность режиссёрского решения художественного зрелища должна стать неопровержимой для каждого зрителя, увидевшего его, и создаваться всем «симфонизмом» средств выразительности представления, эмоционально воздействующим на аудиторию, вызывающим у неё потребность в соучастии живому, органичному действию, способствуя образному выражению авторской концепции. Товстоногов Г. А. утверждал, что, когда речь идет об «эмоционально-образном построении спектакля, слово – лишь один из выразительных компонентов.

Важный, первостепенный, но не единственный. Игнорируя это, мы убьем зрелищную природу театра… я настаиваю на том, что пластическая и звуковая выразительность спектакля в сочетании со зрительной имеет в замысле в режиссерском решении первостепенное и решающее значение». Своеобразный поворот темы, точно найденный образ, живой язык – вот что делает ярким и эффективным театрализованное действо и каждый его эпизод.

Необходимо помнить, что театрализация как творческий метод создания театрализованных действорганически объединяет два важнейших направления деятельности сценариста-режиссёра: художественно-образную организацию сценарного материала и активизацию зрителей – участников праздничного действа.Проанализируем важные параметры режиссуры театрализо- ванных представлений в контексте режиссерскогоискусства в целом.

В режиссуре массовых форм зрелища, как и в классическом режиссерском творчестве, выделяются этапы:

1. «Нулевой цикл» – потребность в познании действительности, накопление представлений о мире, выраженных в форме наглядных действий, поступков и событий.

2. Анализ ситуации (диагностическая функция режиссера) ПОИСК ПРОБЛЕМЫ – драматическая концепция действительности, потребность в коммуникации «по поводу переустройства мира», пересоздание предлагаемых обстоятельств в «роман жизни»; сопряжение целей общества, драматурга, зрителя, коллектива исполнителей (их потребностей, мотивов и т.д.), определение «зерна» будущего зрелища.

3. Формирование ЗАМЫСЛА будущего театрализованного представления (праздника) (проактивная функция режиссера) – формирование эмоциональной установки по отношению к событиям сценария, пересоздание события в зрелище, поиск метафоры действия.

4. Формирование коммуникативной ситуации (прогностическая функция режиссера) – определение способа общения (режиссерского приема) сцены и зала.

5. Психолого - педагогическое воздействие (стимулирующая функция режиссера) – организация взаимодействия актеров в предлагаемых обстоятельствах (показ, рассказ, подсказ), постановка режиссерских задач (заражение, внушение), стимулирование исполнителей на поиск средств реализации поставленных задач – физического действия.

6. Композиция и синтез (организаторская функция режиссера) – отбор, организация «продуктов»творчества исполнителей в пространства и времени сценария – материализация в мизaнc- цeнe.

Мордасов А. А., вслед за Генкиным Д. М., Коновичем А. А., Панфиловым В. В., Руббом А. А., Силиным А. Д.,Чечетиным А. И., Марковым О. И. выделяет две группы принципов режиссуры театрализованных представленийи праздников:

1. Общехудожественные, обусловленные природой зрелища, представления.

2. Активизирующие, т.е. специально направленные на активизацию аудитории и создающие предпосылки для организации ситуации художественной самодеятельности и аудитории.

Общехудожественные принципы:

– принцип реальной событийности (документальности);

– принцип преемственности;

– принцип пространственно-временного соответствия празд- ничному событию;

– принцип эпизодного построения;

– принцип образного мизансценирования;

– принцип предметно-символического оформления;

– принцип оправданной парадоксальности;

– принцип концентрации выразительных средств;

– принцип жанрового разнообразия;

– принцип темпоритмической организации представления;

– принцип художественно-исторической стилизации;

– принцип целостности праздничного действа.

Активизирующие принципы:

– принцип злободневности и современности;

– принцип ритуализации (включенности в событие);

– принцип карнавализации (антиповедение);

– принцип доступности;

– принцип дифференцированного подхода к участникам праздника;

– принцип «отрытой игры»;

– принцип импровизации;

– принцип введения внесюжетного персонажа;

– принцип воздействия на все органы чувств;

– принцип выразительной симультанности;

– принцип активизации аудитории;

принцип коллективного эмоционального переживания.