Антоний родился и жил в Египте. От родителей ему достался большой участок земли, но почему-то юноша ощущал свое наследство как бремя. Став земледельцем, он должен был заботиться о сестре, обзавестись семьей и потратить жизнь на ее содержание. К тому же над Египтом всегда довлела угроза голода - бывало, что Нил не разливался, - и изнурительная борьба за жизнь считалась нормой среди земледельцев-египтян.
"...и будешь иметь сокровище на небесах"
В 270 году 18-летний Антоний вошел в христианский храм и услышал, как священник произносит слова Иисуса, адресованные богатому юноше:
"Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах".
Тут Антоний вспомнил слышанное ранее, что Иисус заповедовал:
"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться".
Юноше также пришли на ум мысли о том, как первые христиане продавали свое имущество и отдавали деньги бедным. Буря эмоций охватила молодого человека, и повинуясь внутреннему голосу, он немедленно продал все, чем владел, и устремился к свободе и святости.
История умалчивает, как после этого сводила концы с концами его сестра, если только Афанасий (надеюсь, что это было так) не отдал ей хотя бы часть вырученных денег.
С чем был не согласен Антоний
Став свободным человеком, не обремененным никакими обязанностями, Антоний поселился на краю деревни и прожил там первые 15 лет. Потом он ушел к гробницам на краю пустыни, и, наконец, углубился в пустыню дальше других монахов. Он жил в заброшенной крепости неподалеку от Красного моря. В 301 году у него впервые появились ученики.
Подобно отшельникам прошедших времен, Антоний, по сути, создавал в пустыне контркультуру в противовес официальному христианству, чьи связи с империей крепли и развивались. По словам епископа Афанасия, отшельники наподобие Антония создавали духовный град в пустыне, альтернативный граду мирскому с его налогами, эксплуатацией и военной силой. Об Антонии, как об императоре Константине, говорили, что он был будто "бог земной", но правил добротой, а не принуждением.
Как правильно
Поначалу Афанасия пугала мысль "о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно принимать от других все необходимое". Однако задача избавления от мирской суеты оказалась сильнее самых сильных сомнений.
Афанасий, его ученики и последователи жили в душевной строгости и простоте. Они учились подавлять в себе "беса" гнева. Не позволяли проявляться в себе агрессии.
"Один отшельник говорил, что грубая речь не извинительна, даже если твой брат вырывает твой правый глаз и отсекает твою правую руку. Лицо не должно быть сердитым, и недопустимы нетерпеливые жесты. Монахи непрестанно размышляли о о евангельской заповеди возлюбить врагов... Евагрий Понтийский (ум. 399 г.), один из самых авторитетных монашеских учителей ... наставлял монахов избавить сознание от гнева, алчности, гордыни и тщеславия ... и открыть сердце людям" (Армстронг К.).
Вместо заключения
Монашеское движение, отцом-основателем которого был египтянин Антоний, быстро разрасталось. Многих в те времена угнетала крепнущая связь епископов с имперской властью. В конце 5 века десятки тысяч монахов обитали в долинах Нила, в сирийских и египетских пустынях, в заброшенных крепостях и поселках Месопотамии и Армении.
Монашеское движение ширилось и разрасталось. Монахи воспринимались обществом того времени как новые "друзья Божьи", достигшие величия своим смирением и полным отказом от мирских благ. С точки зрения официальной церкви они были такими же "диссидентами" как ариане и прочие сектанты. Но особенность монашеского поведения, их публичная нищета и отстраненность от мирских соблазнов делали их исключительным явлением, с которым разбогатевшие при Константине епископы смирились и постарались сделать их частью религиозного континуума. При этом идеалы Антония остались незыблемыми и по сей день привлекают людей, готовых пожертвовать мирской жизнью во имя высшей истины, провозглашенной когда-то Христом.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках сообщайте автору