Найти тему
ИстПросвет

Зачем 18-летний египтянин Антоний отправился жить в пустыню и что великого из этого вышло

Оглавление

Антоний родился и жил в Египте. От родителей ему достался большой участок земли, но почему-то юноша ощущал свое наследство как бремя. Став земледельцем, он должен был заботиться о сестре, обзавестись семьей и потратить жизнь на ее содержание. К тому же над Египтом всегда довлела угроза голода - бывало, что Нил не разливался, - и изнурительная борьба за жизнь считалась нормой среди земледельцев-египтян.

"...и будешь иметь сокровище на небесах"

В 270 году 18-летний Антоний вошел в христианский храм и услышал, как священник произносит слова Иисуса, адресованные богатому юноше:

"Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах".

Тут Антоний вспомнил слышанное ранее, что Иисус заповедовал:

"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться".

Юноше также пришли на ум мысли о том, как первые христиане продавали свое имущество и отдавали деньги бедным. Буря эмоций охватила молодого человека, и повинуясь внутреннему голосу, он немедленно продал все, чем владел, и устремился к свободе и святости.

История умалчивает, как после этого сводила концы с концами его сестра, если только Афанасий (надеюсь, что это было так) не отдал ей хотя бы часть вырученных денег.
Св. Антоний, терзаемый демонами (Сассетта, 1426)
Св. Антоний, терзаемый демонами (Сассетта, 1426)

С чем был не согласен Антоний

Став свободным человеком, не обремененным никакими обязанностями, Антоний поселился на краю деревни и прожил там первые 15 лет. Потом он ушел к гробницам на краю пустыни, и, наконец, углубился в пустыню дальше других монахов. Он жил в заброшенной крепости неподалеку от Красного моря. В 301 году у него впервые появились ученики.

Подобно отшельникам прошедших времен, Антоний, по сути, создавал в пустыне контркультуру в противовес официальному христианству, чьи связи с империей крепли и развивались. По словам епископа Афанасия, отшельники наподобие Антония создавали духовный град в пустыне, альтернативный граду мирскому с его налогами, эксплуатацией и военной силой. Об Антонии, как об императоре Константине, говорили, что он был будто "бог земной", но правил добротой, а не принуждением.

Как правильно

Поначалу Афанасия пугала мысль "о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно принимать от других все необходимое". Однако задача избавления от мирской суеты оказалась сильнее самых сильных сомнений.

Афанасий, его ученики и последователи жили в душевной строгости и простоте. Они учились подавлять в себе "беса" гнева. Не позволяли проявляться в себе агрессии.

"Один отшельник говорил, что грубая речь не извинительна, даже если твой брат вырывает твой правый глаз и отсекает твою правую руку. Лицо не должно быть сердитым, и недопустимы нетерпеливые жесты. Монахи непрестанно размышляли о о евангельской заповеди возлюбить врагов... Евагрий Понтийский (ум. 399 г.), один из самых авторитетных монашеских учителей ... наставлял монахов избавить сознание от гнева, алчности, гордыни и тщеславия ... и открыть сердце людям" (Армстронг К.).
Отшельник Антоний (коллаж)
Отшельник Антоний (коллаж)

Вместо заключения

Монашеское движение, отцом-основателем которого был египтянин Антоний, быстро разрасталось. Многих в те времена угнетала крепнущая связь епископов с имперской властью. В конце 5 века десятки тысяч монахов обитали в долинах Нила, в сирийских и египетских пустынях, в заброшенных крепостях и поселках Месопотамии и Армении.

Монашеское движение ширилось и разрасталось. Монахи воспринимались обществом того времени как новые "друзья Божьи", достигшие величия своим смирением и полным отказом от мирских благ. С точки зрения официальной церкви они были такими же "диссидентами" как ариане и прочие сектанты. Но особенность монашеского поведения, их публичная нищета и отстраненность от мирских соблазнов делали их исключительным явлением, с которым разбогатевшие при Константине епископы смирились и постарались сделать их частью религиозного континуума. При этом идеалы Антония остались незыблемыми и по сей день привлекают людей, готовых пожертвовать мирской жизнью во имя высшей истины, провозглашенной когда-то Христом.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью

О неточностях и опечатках сообщайте автору