Немного скучной истории.
Есть такой вид узаконенного мошенничества - «патентный троллинг» - подаются патентные заявки на несуществующие изобретения, затем следуют судебные разбирательства с изобретателями, имевшими счастье разработать или создавать нечто, хоть отдалённо напоминающее запатентованное ранее несуществующее изделие. Само явление патентного троллинга появилось ещё в 19 веке, в США — ушлые «изобретатели» патентовали плуг, колесо, телегу, а потом судились с фермерами за использование этих технологий «без разрешения».
Время шло, институт патентования развивался, и сейчас такого раздолья для нечистых на руку людей нет. В защите интеллектуальных прав нет ничего плохого, это наоборот хорошо. В дальнейшем, художественные произведения, картины, музыка также стали признаваться объектами интеллектуальных прав.
Защита интеллектуальной собственности в наши дни.
Сейчас, для защиты интеллектуальных прав даже в суд, зачастую, обращаться не нужно. Площадки для размещения изображений, музыки, видео, сами могут определять неправомерное использование чужих произведений. Наверное, одна из лучших таких систем используется компанией Google, в её видеохостинге YouTube. Система называется ContentID, и позволяет автоматически определять, использовались ли фрагменты ваших аудио-визуальных произведений в чужом контенте.
Пример. Вы не можете просто так взять и использовать любую музыку в ваших видео. Если попробуете использовать чужой трек — в лучшем случае, видео останется доступным, но начисления за монетизацию достанутся не вам, а правообладателю музыкального произведения. В худшем случае, видео будет заблокировано для просмотра, а ваш канал получит так называемый «страйк» (три страйка, и канал удаляется). Безопасно можно использовать только так называемую royalty-free музыку, а также произведения, посвящённые общественному достоянию. Причём, ContentID определяет музыку с защищёнными правами, даже если она играет тихим фоном во время чёткого и громкого разговора людей или бытового шума.
Ну что тут сказать? Кажется, у меня в предках были морские пираты — инстинктивно воспринимаю весь контент в сети, как посвященный общественному достоянию, и никак иначе 🏴☠️ 🏴☠️ 🏴☠️.
Надо признать, в целом ContentID - честная и справедливая система. Но, кое-какие изъяны всё же, явно имеются. К примеру, стать партнёром YouTube и заявлять права на аудиовизуальные произведения, насколько я понимаю, относительно просто. Для этого достаточно, чтобы это произведение ранее не было опубликовано. После этого, можно автоматически применять блокировки ко всем, кто использует ваш контент. При этом, обладать реальными правами на контент необязательно. Необязательно даже загружать контент первым. Главное — первым заявить о своих правах. Как говорится, кто первый встал, того и тапки. И это открывает возможности для нехороших людей, буду называть их контентными троллями. А некоторые люди ласково называют их копирастами.
А теперь три истории из интернета:
История 1. Советские мультфильмы и хитрый контентный тролль.
Мультики советского периода - это несомненно общественное достояние, люди, что их создавали никаких прав не регистрировали. Однако появилась некая Merlin Danmark Music Group, которая стала загружать эти видео в ContentID, монетизировать их, и отбирать монетизацию у других пользователей.
Любой человек, использующий в своём видео фрагменты этих мультфильмов быстро получал претензию по ContentID, и монетизация с видео доставалась так называемому "правообладателю". Есть все основания полагать, что "Мерлин" — это вовсе и не большая компания, а всего один, очень нечистый на руку, человек копираст-мошенник.
На все сообщения об этом очевидном случае мошенничества ютуб реагировал вяло, предлагая решать всё в суде с правообладателем.
История 2. Скромный создатель графики и компания Sony.
Есть такой вид творчества - моушн-дизайн. Вы все его видели в профессиональных видеороликах или на тв. Создание такой графики - кропотливый труд, и авторы выкладывают свои работы на специализированные сайты, для их продажи. Для продвижения своих работ, авторы также выкладывают их на ютуб, накладывая водяные знаки, "ватермарки". Хочешь без водяных знаков, и возможность редактировать графику, например, менять текст - плати. Всё честно.
И вот, на самом крупном сайте, занимащимя продажей такой графики - Envato, пользователь с ником Wayman продал одну из своих работ. Эту графику затем использовали в музыкальном клипе некоего исполнителя Педро Лима, а клип был выложен на ютуб-канал, принадлежащий компании Sony.
В тот же день, с ютуб-канала Wayman-а его видео с ватермаркой было удалено.
Компания Sony заявила свои права на музыкальный клип, а в нём были фрагменты этой графики. Это просто нелепо, но это так. Автор графики поднял шум, написал кучу писем. Спустя месяцы переписок, его видео "милостиво" разблокировали, но в из базы ContentID фрагмент так и не убрали.
Если кто-нибудь ещё купит эту графику, и выложит у себя, он тоже получит блокировку! Огромная компания просто украла авторские права у человека, и ничего ей за это не было, несмотря на некоторую огласку. Мне одному кажется, что с этой системой что-то неладно?
История 3. О птичках.
Ютуб-пользователь eeplox увлёкся съёмками дикой природы, и выкладывал свои видео, не опасаясь нарушить чьи-либо права. Ну в самом деле, как видеозаписи природы могут их нарушить? Березка не вытащит корни, не пойдёт в суд подавать иск, и птички тоже вряд ли будут против.
А потом его видео заблокировала некая студия Rumblefish, дескать - "нарушаете права, вот у нас ContentID, пение птичек мы уже зарегистрировали".
И автор ничего не смог поделать.
Абсурд, но это происходит в реальности. Контентные тролли заявляют права на всё, что плохо лежит, и наживаются на этом, создавая проблемы для обычных людей. И пока не будет серьёзной ответственности за попытки выдать чужое или общественное достояние за свою "интеллектуальную собственность", ничего не изменится.