Во-первых, мои поздравления всем перезимовавшим!
Сегодня у нас очередной "крокодильский" дружеский шарж междусобойного характера, нарисованный моим любимым Дмитрием Моором. И это - его первое появление в обновленном журнале, причем появление полулегальное - великий карикатурист спрятался за инициалами "Д.М.". Похоже, при новом главном редакторе всю "большую тройку" - Моор, Черемных и Малютин - которая, собственно, и рисовала журнал до 1924 года, выставили на мороз.
Шарж сопровождался заголовком "К выходу журнала "Большевик"
и подписью:
Тов. Вардин (один из редакторов журнала "Большевик", обращаясь к "Крокодилу"): — Дюша мой, дэ-лай рык-ламу!..
Журнал "Большевик" действительно был создан в конце 1923 года, а первые номера вышли в начале 1924-го. Как писала газета "Правда", "Задача журнала — давать широкой партийной массе руководящий информационный материал (статьи, обзоры, критика, библиография и т. д.). Видное место в журнале будет отводиться вопросам читателей и ответам редакции. Главная задача журнала заключается в освещении вопросов текущей жизни с точки зрения теории и практики большевизма. Редакция журнала утверждена в составе тт. Бухарина, Вардина и Каменева".
На мой личный взгляд - журнал был непередаваемо тосклив и скучен, о чем читатель начинал подозревать, только посмотрев на обложку.
В 1952 году, после XIX съезда партии, на котором ВКП(б) перекрестили в КПСС, переименовали и журнал "Большевик" - в "теоретический и политический журнал «Коммунист»".
Живости в нем от этого не добавилось - скорее, наоборот. Я не знаю ни одного человека, который даже в те текстодефицитные времена читал бы журнал «Коммунист» по доброй воле.
Кстати, в отсутствии читателей есть и плюсы - дизайн обложки можно не менять десятилетиями.
И для меня было настоящим потрясением, когда я узнал, что журнал "Коммунист" жив до сих пор.
Он просто был переименован в 1991 году в "Свободную мысль", под этим названием и выходит до сих пор, а главным редактором в нем состоит небезызвестный Михаил Делягин.
Вы только вдумайтесь - давно опочили в бозе журналы, ставшие заметным явлением русской культуры. Мой любимый "Крокодил" перестал выходить еще 15 лет назад. Легендарные "Вокруг света" и "Огонек" давно ушли в страну вечной охоты - с их-то более чем вековой историей и еще дореволюционным бэкграундом.
А этот курилка жив, здоров, и на покой не собирается.
Вот правильно говорил Райкин - динозавры сдохли, а клопы остались.
А все почему?
Потому как - что "Большевик", что "Коммунист, что "Свободная мысль" издаются не для людей, а для околовластных понтов.
И потому практически бессмертны.
Ну а теперь перейдем от журнала к редактору, требующему "дэ-лать рык-ламу".
Его акцент объясняется просто - в паспорте товарищ Илья Вардин был записан Илларионом Виссарионовичем Мгеладзе, и являлся заметным представителем шумного племени грузинских большевиков.
Член РСДРП с 1906 года, активный участник революции, в Гражданскую - начальник политотдела легендарной Первой конной армии Семена Михайловича Буденного.
После войны пошел по медийной линии - заведующий подотделом печати ЦК РКП(б), редактор во множестве партийных изданий, публицист и критик, яростно громивший все, кто не.
Последнее, впрочем, было нормой в те годы, когда в выражениях не стеснялся никто. Троцкий, например, в том же 1924-м статью о Вардине начал такими словами:
"В № 10-м «Большевика» тов. Вардин посвятил около пяти страниц моей книге «О Ленине». На этих пяти страницах сосредоточено столько теоретического вздора, политической фальши, нескладицы вообще, что можно говорить об установлении тов. Вардиным нового советского рекорда уплотненной путаницы. Следовало бы, пожалуй, пройти мимо этих пяти страниц, если бы не важность и значительность темы. Вот из уважения к этой последней я считаю необходимым привести важнейшие соображения тов. Вардина и показать, чего они стоят".
Вардин, кстати, в 1924 году был близок к Сталину (они приятельствовали с 1907 года) - тогда еще не всесильному вождю, а скромному триумвиру Тройки. Именно поэтому Троцкого наш трибун громил с особым усердием.
Ну и вообще, любил он это дело. Даже карикатура на эту тему сохранилась, где Вардин вместе со своим приятелем Евгением Преображенским занимаются любимым делом — «поджариванием на вертеле», то есть, высмеиванием, политических и литературных противников.
Впрочем, в истории Илларион Виссарионович Мгеладзе остался не только своей задиристостью.
Я расскажу только один эпизод из его жизни, который очень хорошо показывает атмосферу 1920-х, этого вольного переходного времени.
Большевик с псевдонимом Илья Вардин был не только партийным функционером. Он также являлся активным деятелем литературной тусовки, дружил со многими поэтами.
Как раз весной 1924 года он крепко выручил Есенина, добившись его перевода из Шереметьевской больницы в Кремлевскую, чтобы увести скандального поэта от ареста, ожидающего его после выписки за многочисленные хулиганские выходки. Поэтому после выписки Есенин отправился не в ДОПР, а в шикарную квартиру Вардина на Воздвиженке, 9, более известной как как «дом Болконских из «Войны и мира».
Как вспоминала литературный секретарь Есенина Галина Бениславская, поскольку Вардин был женат, Есенин, попав в чужую семью, «разумеется, стеснялся пить по-прежнему», а Вардин «со своей кавказской прямотой как хозяин квартиры легко выставлял всех литературных собутыльников Есенина и прощелыг».
За одним, правда, исключением - вместе со своим кумиром у Вардина поселился и бывший беспризорник, 19-летний поэт Иван Приблудный - неразлучный "адъютант" Есенина и главная убойная сила во всех затеваемых поэтом драках.
Впрочем, несмотря свой псевдоним, Приблудный скоро съехал от Вардина в общежитие, обидевшись на хозяина за то, что тот его воспринимал исключительно как обременительное и досадное приложение к Есенину.
Именно в квартире Вардина поэт написал свое знаменитое "Письмо к матери": "Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!". Хозяина он, кстати, аттестовал в письме к сестре Екатерине так:
«Он чудный, простой и сердечный человек. Все, что он делает в литературной политике, он делает как честный коммунист. Одно беда, что коммунизм он любит больше литературы».
Вот, кстати, как выглядел поэт в 1924 году, когда жил на Воздвиженке.
Прожил он там недолго - прознав о том, что Вардин хлопочет об отправке его на лечение в Крым, в конце апреля поэт сбежал в Ленинград. Где в следующем году, как известно, "в петлю слазил в Англетере".
Вообще, все участники этой истории как-то не очень хорошо закончили.
Поэт Иван Приблудный станет прототипом поэта Ивана Бездомного у Булгакова, прославится пьяными похождениями, попадет в "Записные книжки Ильфа": «По улице бежит Иван Приблудный. В зубах у него шницель. Ночь». Бывший беспризорник, которого стихосложению учил Брюсов, напишет знаменитую песню "Мурка", попытается стать секретным осведомителем ОГПУ, но очень быстро провалится, съездит в ссылку в Астрахань, вернется в Москву, будет арестован и расстрелян в 1937-м в возрасте 31 года.
Их бывший гостеприимный хозяин "поменяет коней на переправе" - и уже через год, в 1925 году, неистовый обличитель "левой оппозиции" Илья Вардин станет не менее активным ее участником.
Сталин измены никогда никому не прощал, и вскоре бывший друг был снят со всех постов и отправлен "в ссылку" в Орловский губком ВКП(б).
Не одумался, не покаялся, в декабре 1927 года решением XV съезда ВКП(б) был исключен из партии, как активный член «троцкистской оппозиции» и поехал уже в настоящую ссылку - на три года в Бийск.
Через год был восстановлен в партии, но прежнего влияния так и не вернул. Работал в Грузии, 20 декабря 1934 года вновь арестован, вновь исключен из партии. Получил пять лет, едва отсидел – через пару месяцев взяли в 1940-м. Третий раз дали высшую меру - за участие в контрреволюционной террористической организации.
Расстрелян 7 июля 1941 года. Вот последнее фото.
Жена - Эмма Рейновна Петерсон - работала в Коминтерне, имела ученое звание профессора и знала несколько языков. Расстреляна еще раньше мужа, в 1937-м.
Сын, Леонид Илларионович Петерсон, стал музыкантом, играл на саксофоне. Как член семьи врага народа отсидел пять лет, несмотря на это, когда началась война, ушел на фронт, после войны вновь вернулся к музыке. Известен как изготовитель лучших в СССР («петерсоновских») мундштуков для саксофонов.
А вот внука, Юрия Леонидовича Петерсена, многие из заставших СССР наверняка помнят. Он был известным певцом, солистом ВИА "Веселые ребята", "Самоцветы" и "Пламя", причем из-за нестандартной для эстрады внешности всегда обращал на себя внимание.
Исполнил множество хитов, в том числе и мою любимую песню о преходящести всего земного...
Снег кружится летает, летает,
И позёмкою клубя,
Заметает зима заметает,
Всё что было до тебя...
______________________
Это проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Надеюсь, из рассказов сложится мозаика, рисующая жизнь в России сто лет тому назад. 1922 год здесь, 1923 — тут.