Я люблю читать бумажные книги. Именно бумажные, старые и даже с пожелтевшими страницами. Люблю их запах. Держу в руках книгу, смахивая с нее пыль и думаю о том, сколько людей еще до меня читали ее. И теперь она досталась мне.
В наш век все книги доступны в электронном виде, читай сколько влезет. Я даже подписалась на Литрес. Но меня не тянет туда. Это не то. Не могу с планшета читать. Потому что страницы не бумажные, как будто не живые.
Я люблю читать художественные книги о Великой Отечественной Войне, об Октябрьской революции и о событиях времен Советского Союза. Не историю в целом, а историю и жизнь отдельно взятого человека или людей в какой-нибудь глухой деревушке на фоне происходящих политических событий в стране. И еще роднее мне становится история, если она происходит в глухой башкирской деревушке.
Мой дедушка очень любил читать такие книги. Их в нашем доме в деревне было полно. Он их все прочитывал от корки до корки и снова начинал по второму кругу. Я потом начала их ему возить из библиотеки из города. Он этому был так рад. Новая книга- новая история.
На лето нам задавали читать книги, целый список. Я приезжала с кучей книг и они всегда оставались прочитаны дважды – мной и дедушкой.
Наверно благодаря дедушке я в школе так любила писать сочинения и любила уроки литературы.
Он меня научил читать в 6 лет. К школе я была готова. К 7 годам я умела читать на русском и башкирском языках.
У меня была Азбука, на обложке которой изображены мальчик и девочка в советской школьной форме. Девочка в темно-коричневом платье с белыми манжетами и в белом фартуке. Я точно помню, что я три раза прочитала эту Азбуку. Сначала читала по слогам медленно, потом уже все до того запомнила, что уже наизусть знала на какой странице какие слоги и слова строятся в предложения. Три раза. Потому что читать больше было нечего.
При этом дед не был педагогом и не вёл себя как учитель, строго стараясь научить внучку читать. Он просто сидел и читал, а мне было интересно все, чем он занимался и я все впитывала, как губка. Иногда он мне читал вслух.
У него не было никакого образования, даже школу не закончил. Когда началась война в 1941, его родители, по его словам, уехали на заработки на торфяник. Торф тогда был нужен для войны, из него делали топливо. Это очень тяжелый труд, там они заболели пневмонией и умерли. Так он с сестрами остался сиротой, в 12 лет. Позже сестры ушли, вернее уехали куда-то на заработки. Он рассказывал, что помнит, как бежал за ними вслед и плакал, просил их остаться. Все. Больше он их не видел. Неизвестно что с ними стало. Его забрала к себе тетя, у которой своих детей было много,а муж на войне. Так он и вырос, работая в колхозе. Ни о какой школе тут и речи не было. Тут бы выжить и не умереть с голоду.
Теперь дедушки нет. А книги остались. И теперь их читаю я. Представляя, как дедушка их держал в руке.
О моем дедушке, с которым я проводила все свои каникулы, я всегда вспоминаю с теплотой и любовью. У меня с ним какая-то особенная связь, потому что он мне иногда снится. И приходит он именно в те моменты моей жизни, когда я чем-то встревожена или стою перед выбором. Например, в ночь перед родами мне приснилось, что он пришел ко мне с полотенцем и сказал "пора". А перед покупкой машины я во сне заехала на какой-то машине через открытые ворота нашего двора в деревне ,а там стоит он, руки моет в умывальнике, подходит ко мне и здоровается за руку, поздравляя с приобретением.
Позже, сама того не подозревая, я купила машину точно такого же цвета и такой же марки, как во сне. Вот такой был вещий сон, сама в шоке.
Про книги
Я как-то приехала в деревню и обнаружила всю эту стопку книг в бане возле печи. Мама собралась их сжечь. Потому что пылесборник и занимают только лишнее место дома.
Это были «Радость нашего дома» Мустая Карима, «Что делать?» Чернышевского и многое другое. Как можно такое сжигать. Сжигай вон свои садоводо-огородные журналы. Со скандалом я их забрала оттуда и увезла домой.
Еще я как-то обнаружила в подвале дома родителей мужа две большие коробки с книгами. Они там находятся вот уже несколько лет, с момента переезда никто их не распаковывал. Да и некуда их ставить, не вписываются в интерьер. В общем, я долго там копалась, отыскала книги на интересующую меня тематику и забрала их. Вот люблю я старые книги и все тут.
Муж спускался ко мне и фыркал, чем это я тут занимаюсь, совсем с ума сошла. Свекор тоже раза три спускался и говорил, что если я тут останусь, то он меня закроет. Шутил конечно.
Только пахнут эти книги не моей деревней и не дедушкиными руками...