Найти тему
Юрий Теплов

1 марта 1871 года родилась колдунья эстрады Анастасия Вяльцева. Из какого гнезда она взлетела на песенный олимп? Чью фамилию она носила?

Вяльцева
Вяльцева

Начало двадцатого века. Петербург. Самое известное имя, которое обсуждается в музыкальных кругах – несравненная Анастасия Вяльцева и ее романс «Гай-да, тройка! Снег пушистый». О композиторе и авторе не говорят, только о красавице певице с колдовским голосом.

Гайда, тройка! Снег пушистый,

Ночь морозная кругом;

Светит месяц серебристый,

Мчится парочка вдвоем.

Милый шепчет уверенья,

Ласково в глаза глядит,

А она полна смущенья:

Что-то ей любовь сулит?

Так с тревожными мечтами

Вдаль все мчалася она,

И не помнит, как с устами

Вдруг слилися их уста.

Уж сменилась ночь зарею,

Утра час настал златой,

Тройка мелкою рысцою

Возвращается домой.

Ах, надолго ль это счастье?

Не мелькнули бы как сон

Эти ласки и объятья

И вина бокала звон!

Гайда, тройка! Снег пушистый,

Ночь морозная кругом;

Светит месяц серебристый,

Вновь поедут ли вдвоем?

Поэт Александр Блок писал в своем дневнике: «Вся Россия – от великокняжеских дворцов до мещанских местечек – увлекалась грамзаписями Вяльцевой, Паниной и их многочисленных подражательниц»… Граммофонные пластинки донесли романс до самых дальних провинций Империи. Блогер по имени Надир приводит в пример воспоминания бывшего ссыльного Эр. Печерского: «Представьте маленький, заброшенный городок. Иду к нашему общему приятелю Степану. Степан - зажиточный человек, любит «образованность». Но главная его страсть – лошади. У него лихая тройка – его гордость. Степан чистит сбрую и напевает: «Гай-да, тройка! Снег пушистый. Ночь морозная кругом …». Здесь, на далеком Севере, в крестьянской избе, и вдруг … Вяльцева!»... Она пела легко, игриво, празднично, и это настроение передавалось слушателям. Её гонорары были сопоставимы с гонорарами великого Федора Шаляпина.

Анастасия Вяльцева появилась на свет в Алтухово тогдашнего Трубчевского уезда Орловской губернии. Отец умер, когда девочка была совсем маленькая, на руках матери осталось трое детей… Так написано в биографии великой певицы, опубликованной в интернете. Однако исследователь жизненного пути Вяльцевой Ираида Миронова выдвигает другую весьма убедительную версию о ее родителях. Мать Насти Мария Тихоновна, писаная красавица, отнюдь не бедствовала, и дочку родила вне брака. Через два года у нее опять вне брака родился сын Ананий. Кто был отцом малышей – не известно, но, наверняка, человек привилегированный и состоятельный. Жениться на Марии он не мог по сословным соображениям и выдал ее замуж, обеспечив приданным, за лесника Дмитрия Вяльцева. Тот усыновил детей, и мать с детьми получила фамилию Вяльцевы. Семья недолго просуществовала. Вяльцев погиб в лесу. Таинственный покровитель Марии и детей снабдил их деньгами и отправил в Киев. Поддерживал их материально и позже. Но умер, когда Настя едва перешагнула через 8 лет. В 11 лет мать устроила ее на работу в одну из киевских гостиниц "подгорничной". В гостинице часто останавливались актеры. Иногда они вместо чаевых давали ей контрамарками. Ей нравилась оперетта, она быстро схватывала то, что слышала, а потом распевала во время уборки номеров. Ее пение услышал антрепренер и пригласил ее в свой театр. Анастасия понимала, здесь у неё будущего нет, и уехала в Питер. Поступила в театр. В 1883 году труппа гастролировала со спектаклем «Цыганские песни в лицах», в котором Настя исполняла несколько песен. Богатый адвокат Николай Холев, увидев и услышав ее в спектакле, влюбился, как мальчишка, хотя ему было за сорок, а ей – 22. Он не жалел денег для своей Колдуньи, и вскоре Анастасия пела на престижных эстрадных мероприятиях. Увидеть ее на пике славы Холев не сподобился - неожиданно скончался… Своё первое сольное выступление певица смогла организовать в 1897 году. И исполняла, в основном, романсы. Можно сказать, что у нее был личный композитор Николай Зубов. Он был на четыре года старше певицы и влюбился в неё бесповоротно и безнадежно. Посвятил ей больше половины своих романсов. Некоторые можно отнести к шедеврам романсиады. Например, «Побудь со мною…», который нередко исполняется и в наши дни. Публика на концертах Вяльцевой ликовала, требовала на бис «Гайда-тройку». Предприниматели наперебой предлагали певице заключить договор. В одном из интервью у Вяльцевой спросили, авторам каких романсов она отдает предпочтение. Она ответила, что очень мелодичные романсы пишут композиторы Зубов, Штейнберг и Чернявский. О Штейнберге она могла сказать лишь то, что он служит в Волжско-Камском банке… О Штейнберге известно очень мало. Он был композитором-любителем, сам сочинял слова и музыку, и прессу почти не интересовал. Жил на четвертом этаже в небольшой квартирке. Между тем, нотоиздатели зарабатывали на нем большие деньги! А он получал по 40 рублей за романс. Так было и так есть: творят одни, а наживаются дельцы…

Но вернемся к нашей героине. Перед русско-японской войной неприступную и одинокую Анастасию Вяльцеву настигла любовь. Ее избранник полковник Василий Бискупский был моложе нее на 7 лет, служил в кавалерии и с началом войны убыл на фронт.

Бискупский
Бискупский

Был тяжело ранен. Анастасия рвалась к любимому, но ей не разрешили въезд в зону боевых действий. Тогда она приобрела на свои средства для полевого госпиталя вагон медикаментов и в качестве сопровождающей отправилась в Маньчжурию. Там и нашла раненого Василия. Ухаживая за любимым и другими ранеными, она выбрала время для благотворительных концертов в пользу семей убитых солдат. Ее Василий пошел на поправку. Они сняли домик в Харбине. Когда он встал на ноги, они обвенчались. Это было с его стороны нарушением дворянского кодекса чести. Полковнику Бискупскому, сыну предводителя дворянства и вице-губернатора не положено было жениться на певичке-простолюдинке. Он без сожаления расстался с золотыми вензелями на погонах и стал вскоре устроителем гастролей жены и комендантом вагона, заказанного Вяльцевой в Лейпциге для поездок по стране.

В 1913 году после продолжительных гастролей Анастасия Вяльцева заболела. Врачи поставили диагноз - рак крови. На консилиуме решили сделать переливание крови. Донором вызвался ее муж Василий. После переливания она нашла в себе силы написать в присутствии нотариуса завещание. Скончалась она 17 февраля. Похоронная процессия направилась от ее дома до Невского проспекта и до Никольского кладбища Александро-Невской лавры, где ее и похоронили. Ей было 47 лет... В своём завещании она дарила Петербургу два собственных дома с прилегающими к ним земельными наделами. И просила в одном доме открыть женскую больницу, с отделением для рожениц из бедных семей, а в другом - организовать приют для незаконно рожденных детей, которых оставили родители. Распорядилась также продать все движимое и недвижимое имущество: ее экипажи, бриллианты, другие украшения, меха, серебро, картины и т.д. Часть денег она завещала матери и двум братьям, но большую часть завещала на обустройство больницы и приюта… Что тут скажешь? Вяльцева не только великая певица, но и великий человек, даже на смертном одре думающей о судьбе обездоленных людей. А что нынешние нувориши? Кто из них поделился своими доходами с бедняками? Кто построил хотя бы одну больницу? Магнаты – черт с ними, у них уже в крови наживаться за счет народа. А где артисты, певцы, музыканты? Наверняка, та же Алла Пугачева и ее муж заработали немалые суммы на родине. Не припомню, чтобы они или кто-либо из эстрадной тусовки предложил свое поместье для дома престарелых или приюта для сирот. Ау, меценаты! Где вы?