Цилиндры и поршни в двигателе любого современного автомобиля или мотоцикла имеют круглое сечение. Разве не лучше сделать их квадратными, прямоугольными или овальными?
Тщательно измерив его ширину в разных местах, вы обнаружите, что он похож на перевёрнутый пластиковый стаканчик, слегка сдавленный с боков в широкой части. Окружность донышка поршня, обращённая к камере сгорания, немного уже, чем окружность в нижней части, где у поршня юбка.
Но это только до тех пор, пока поршень холодный. Во время работы донышко сильно нагревается взрывающимися в цилиндре газами и расширяется, так что поршень принимает почти цилиндрическую форму. Почти - потому что его нижняя часть скорее овальная, чтобы лучше противостоять нагрузкам со стороны шатуна.
Почему не квадрат?
Кажется, что двигатель с квадратными поршнями был бы компактнее и проще в изготовлении. Однако такой двигатель быстро придёт в негодность, потому что нагрев и расширение стенок цилиндра будет неравномерным. Из-за этого неизбежно возникнут внутренние деформации и от граней побегут трещины.
Овальные поршни Honda
Правила мотоциклетных гонках серии GP ограничивали число цилиндров четырьмя, а конструкторы Honda сделали четырёхцилиндровый двигатель, который работал как восьмицилиндровый. В каждом цилиндре было по 8 клапанов! Им удалось решить задачу, но возникло столько мелких и больших технических сложностей, что этот дизайн так и остался инженерной экзотикой.