В одной из дискуссий возник вопрос об ответственности за то, что в сети называют спамом, то есть массовая рассылка корреспонденции рекламного характера лицам, не выражавшим желания её получить. Я сказал, что рано или поздно, но непременно встанет вопрос: «Откуда шлют спам и кто за это отвечает?»
Да, есть федеральные законы «О рекламе» (N 38-ФЗ) и «О персональных данных» (N 152-ФЗ), есть и ст. 272 УК РФ.
Но вот как расположены и настроены ЭВМ:
ЭВМ, обозначенные римскими цифрами I, II, III и IV, участвуют так: I — робот-сборщик сетевых адресов (например, электронной почты или URI); II — содержит в себе сценарий, который будучи запущенным на целевой ЭВМ, обращается к ЭВМ III и IV, запрашивая у них куски, каждый из которых рекламой не является; III и IV — содержат в себе куски, каждый из которых не является рекламой ничего. Ненумерованная ЭВМ (чёрная пиктограмма на жёлтом фоне, находится в левой части рисунка) — целевая ЭВМ.
Действие происходит следующим образом:
- робот-сборщик сетевых адресов (I) собирает адреса в сети ИНТЕРНЕТ. Этот робот находится в государстве, юрисдикция которого допускает подобную деятельность.
- робот сборщик-сетевых адресов (I) передаёт собранные адреса или их часть роботу, который хранит в своей памяти сценарий сборки рекламы (II), но ещё не саму рекламу (!). Этот робот (II) находится в государстве, юрисдикция которой не допускает рассылку самой рекламы, но допускает посылку незапрошенных писем и иных сообщений;
- робот, хранящий у себя сценарий сборки рекламы (II) направляет на целевую ЭВМ посылку, содержащую сценарий сборки рекламы, выбрав адрес целевой ЭВМ из набора, полученного от робота-сборщика сетевых адресов (I);
- целевая ЭВМ (Россия) запускает сценарий, полученный от робота II, и запрашивает от ЭВМ III и IV файлы, которые, будучи полученными от указанных ЭВМ (III и IV), собираются вместе в целевом компьютере, где демонстрируется созданная на этом целевом компьютере реклама.
Обратим внимание на то, что никто не собирает персональные данные на территории РФ. Это — раз.
Сама реклама возникает исключительно на ЭВМ пользователя, если подходить строго, её больше нигде в сети просто нет. Это — два.
Сборка деталей этой рекламы происходит исключительно по активному запросу самой целевой ЭВМ пользователя. Это — три.
Сам по себе сценарий никак не является вредоносным ПО и не является рекламой ничего: если кто-либо из тех, кто хранит файлы на ЭВМ III или IV, изменит или удалить файл, из которого собирается реклама, то обсуждаемая реклама уже не соберётся, поэтому признать самый сценарий уже рекламой нельзя. Это — четыре.
Если исходить из того, что все указанные ЭВМ находятся в разных юрисдикциях, но целевая ЭВМ находится в Российской Федерации, то необходимо ответить на несколько
вопросов:
- кто присылает рекламу на целевую ЭВМ?
- где находится указанная реклама?
- какое действие и в какой юрисдикции является деликтным?
- в соответствии с какой нормой, где, перед кем и у кого возникает ответственность за действия, обозначенные выше?