Найти тему
Виктория Плессер

Идентификация с агрессором

Идентификация с Агрессором (нем. Identifizierung mit dem Angreifer) - одна из форм идентификации, концептуализируемых психоанализом. В частности, это защитный механизм, который указывает на принятие роли агрессора и его функциональных атрибутов или имитацию его агрессивной и поведенческой модальности, когда психологическая травма приводит к безнадежной дилемме быть либо пострадавшим, либо автором насилия.

Подобное может происходить в ситуации, когда ребенок находится в перманентной ситуации насилия. Проблема в том, что значимые Другие для маленького ребенка являются неоспоримым авторитетом, божеством, который показывает мир, обучает его правилам и законам, поэтому, не имея другого опыта, ребенок воспринимает эту информацию некритично, как некую данность – что мир таков, в котором он живет. Такая нормализация усваивается на самом глубинном уровне, так как влияет на него или всю его детскую жизнь, или большую ее часть. Подумайте о ребенке, который переживал холодное отвержение, унижение и сексуализированное или физическое насилие в своей семье вместо тепла, безопасности и признания. Его закономерными эмоциями будут страх, замешательство, одиночество, вина, грусть и стыд. Поскольку мозг хранит все сигналы и связывает их с нашими эмоциями, то в этом случае привязанность, тепло, чувство безопасности и защищенности, тоска и нежность превращаются в триггеры для негативных чувств. Удивительно ли, что этот ребенок будет взрослеть со страхом социальных ситуаций, связанных с близостью и интимностью? Это темная сторона наших идеально функционирующих эмоций. Наш мозг сохраняет все признаки опасности на всю жизнь, особенно если они повторяются неоднократно.

И тогда, когда происходят какие-то события, в которых уже взрослый человек испытывает какие-то сложные чувства, он может обращаться к тому опыту, навыку, паттерну, который усвоил из своего детства: может воспроизводить насилие, идентифицируясь с тем значимым Другим, который научил его этому опыту.

Однако это зависит еще и от самой личности человека, и от тех условий, в которых он находился в свои юношеские годы и во взрослой жизни. Можно выделить такие варианты идентификации – нормализация события через покорность, услужливость и благодарность, где есть ощущение у пострадавшей стороны, что он действительно во всем виноват, и должен делать все возможное, чтобы избегать проблемы. И тогда на первый план может выходить вариант аффективного насилия, когда накапливается напряжение, и срабатывает эффект «последней капли», возвращая к раннему нормализованному опыту. Еще один вариант – это мотив подражания. Значимый взрослый автор насилия представляется сильным и всемогущим, и тогда отыгрывание происходит по такому же сценарию – я могу через насилие достигать своей цели, и буду сильным и всемогущим.