Наблюдения людей в отношении роста цен иногда не совпадают с данными Росстата. Это объясняется тем, что ведомство мониторит изменение цен каждую неделю, а люди в основном сравнивают цены с теми, которые были два-три месяца назад. Рассказываем, что подорожало сильнее всего и что будет с ценами в ближайшем будущем.
Поведение потребителей
Люди в России стали все чаще замечать рост цен на продукты питания. О подорожании мяса и птицы сообщили 40% россиян, а молочки — 36%. Однако мнение людей не всегда совпадает с Росстатом. Например, курятина, свинина, молоко, сметана, сливочное масло и колбасы с января этого года показывают снижение цен, по данным ведомства.
Изменилось и поведение покупателей, они придерживаются сберегательной модели. Потребители стали больше ориентироваться на продукцию по скидкам и акциям, отметил в своем интервью NGS55.RU предприниматель Дмитрий Потапенко. Реальные доходы людей падают уже 11 лет подряд, поэтому россияне будут и дальше стараться экономить.
Эксперт отмечает, что с удорожанием продуктов участники рынка справляются хорошо. Благодаря успешной работе аграрного сектора в 2022 году цены на продукты не улетели «в космос». Сельхозпроизводители в 2021 году сформировали запас на весеннюю посевную. Сейчас они ведут подготовительную работу к посеву в 2023 году. Существуют трудности в отношении посевного материала, поэтому в этот сезон будет труднее и пока будущие перспективы непонятны, по мнению Потапенко.
Подорожание молока эксперт Михаил Лачугин объяснил тем, что ранее производители делали прибыль на десертах и сырках. В этом сегменте доход упал, поэтому поставщики пытаются добрать его через повышение цен на молоко. На фоне перераспределением спроса на товары происходит перераспределение ассортимента.
Читайте по теме:
Цены на продукты в 2023 году: что подорожало?
По мнению россиян, лидерами по росту цен являются мясо, птица, молочка, овощи и морепродукты. Михаил Лачугин согласен с тем, что мясо дорожает. Однако растет в цене в основном говядина, а не птица и свинина. По его мнению, люди замечают рост мяса, потому что основываются на ценах на колбасы и сосиски. Тем более в этом сегменте есть сложности с импортными составляющими, оболочкой и упаковкой.
В зимний период сильно удивляют ценники на овощи. В этом году особенно подорожали огурцы. Цена за килограмм в некоторых торговых сетях доходила до 300 рублей. По данным Росстата, рост на них по состоянию на 20 февраля к декабрю 2022 года составил почти 54,68%. С ними растут цены и на другие овощи, например, на помидоры, лук и морковь.
Лачугин отметил, что некоторые покупатели вообще не посещают овощные отделы в магазинах, потому что бояться цен. По этой причине в лидеры по удорожанию эксперт ставит овощи.
Когда цены перестанут расти
Михаил Лачугин рассказал о пределе цен в торговых сетях. Он считает, что в каждой из них, будь то Пятерочка или Лента, есть верхний предел стоимости товара. По цене выше этой планки люди просто перестают покупать продукты в том объеме, в котором сеть может с выгодой покрыть свои расходы.
Когда продукт перестают продавать, то это крайняя мера. Обычно ритейл старается сохранять договоры на поставки и применяют разные маркетинговые уловки с уменьшением упаковки, веса или изменением состава.
Читайте по теме:
Эксперты считают, что исчезновение одного товара отразится на другом. Например, если исчезнет говядина, то будет больше мяса птицы.
Производители и торговых сети адаптируются к новым привычкам покупателей. Как только будет достигнут баланс — цены перестанут расти. Однако назвать точную дату завершения ценовой неопределенности никто из экспертов не может. Во многом это зависит от внешнеполитической обстановки.
Лачугин отметил, что весной овощи и фрукты дешевеют, а мясные продукты и молочка не будут активно расти в цене до осени.
Цены под контролем государства?
В конце декабря 2022 года депутаты Госдумы обратились в правительство с инициативой регулировать торговые наценки на социально значимые продукты. Однако ее не поддержали Минсельхоз и Минпромторг. В ведомствах считают, что это может спровоцировать дефицит товаров. ФАС солидарна с этим мнением.
Однако уже сейчас правительство может вводить предельные цены на определенную продукцию на срок до 90 дней, если рост цен на нее составляет более 10% в течение 60 дней.
Помимо этого, торговые сети обязаны соблюдать торговую наценку на социально значимые товары в диапазоне 10–15%.
При взрывном спросе на продукцию ритейлеры имеют право из списка продуктов повседневного спроса уменьшить до минимума наценку. На деле же вводится ограничение на продажу товара в одни руки. Это практиковалось в марте прошлого года при продаже сахара и других продуктов.
Читайте также:
А что для вас сильнее всего подорожало в России? Расскажите в комментариях.
Автор: Татьяна Бабикова