Найти тему

Английский для малышей. Основы развития и обучения самых маленьких учеников

Источник: яндекс-картинки
Источник: яндекс-картинки

Сегодня мы рассмотрим, как обучать малышей новому (малышами мы будем называть ещё не посещающих детский сад, но активно исследующих мир детей от одного года до двух лет включительно). Мы разберём ни конкретные формы организации занятий по иностранному языку для маленьких учеников, ни особенности общения с детьми указанного возраста на данном языке (с этими вопросами можно ознакомиться в следующей статье), а применимые к любой области знания, в том числе к иностранному языку, основы развития и обучения малышей в целом. Общие основы развития и обучения малышей представлены в сравнении с правилами реализации познавательной активности детей более старшего дошкольного возраста от трёх до шести лет включительно, которые уже ходят в детский сад.

Почему наш материал организуется именно таким образом? Обучение малышей не соотносится с классической системой преподавания, где дети располагаются за заставленными учебниками партами напротив преподавателя, объясняющего новую тему с помощью записей на доске, а затем проверяющего полученные учениками знания посредством тестов, самостоятельных и контрольных работ. Обучение повзрослевших детей дошкольного возраста также не относится с классической организацией учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение детей двух упомянутых возрастных групп рассмотрим в сопоставлении.

Описывая основы развития и обучения малышей и старших дошкольников, будем опираться на базовые виды деятельности детей, являющимися наиболее важными в усвоении последними новых навыков и умений. Ведущие типы активности школьников мы не рассматриваем в нашей статье, несмотря на то, что они также варьируются у учащихся младших, средних и старших классов. Нерассмотрение базовых видов деятельности учащихся школы объясняется соответствием обучения школьников вышеописываемой классической организацией учебно-воспитательного процесса, что, однако, не исключает внедрение в данный процесс инновационных образовательных технологий.

Итак, возвращаемся к раскрытию нашей темы. Основной вид деятельности малышей – предметная активность, представляющая собой манипуляцию различными предметами. Предметная деятельность осуществляется, в основном, с помощью игрушек. К примерам предметной деятельности можно отнести: звонок в колокольчик, катание машинки, расчёсывание волос у куколки.

Осуществляемую с помощью игрушек предметную деятельность следует различать от игровой активности, являющейся ведущей для детей от трёх до шести лет.

Игровая деятельность – более сложная. Она требует соблюдения правил, реализации системы действий; предполагает соревновательный характер, а также достижение результата, рассматриваемого главным образом не как выполненное детьми действие, а как победа / проигрыш.

Например, в игре в прятки соблюдаются следующие правила и соответствующие им системы действий: все игроки делятся на ведущего и тех, кто прячется; ведущий считает до десяти (условно), остальные в это время прячутся; затем ведущий ищет игроков. Если мы берём предметную деятельность (перед малышами колокольчик, машинка, или гребешок, то при использовании каждого из этих предметов не соблюдаются жёсткие рамки действий детей, последним достаточно правильно ухватить предметы и выполнить ими движения). Дух соревнований при игре в прятки заключается в стремлении каждого игрока ща исключением ведущего спрятаться лучше остальных ребят, чтобы его было не легко найти. (В то время, как работая с колокольчиком, машинкой или гребешком дети не пытаются звонить громче катить дальше, расчёсывать быстрее; они наблюдают за процессом выполнения собственных действий без сравнения данных действий с аналогичными операциями других вовлечённых в предметную. активность детей или взрослых). Победа в «Прятках» для игрока - нахождение его ведущим после успешного поиска остальных спрятавшихся. (Что касается предметной деятельности, в ней наиболее важной является победа в другом значении - в значении личной победы ребёнка, которая подразумевает его способность выполнять то, что он раньше не умел делать.

Упомянутые компоненты игры не являются постоянными. В качестве подтверждения данного факта снова возьмëм «Прятки». Если нашу игру организовать по-другому, то некоторые её составляющие упускаются. Допустим, в игре участвуют двое: тот, кто ищет и тот, кто прячется. У прячущегося нет «конкурентов», пытающихся лучше его укрыться от ведущего, не с кем сравнивать результаты его попытки оставаться долго незамеченным. В данном случае упускаются дух соревнований и результат в виде победы / проигрыша.

Единственный компонент, присутствующий в любой игре - система действий. Игры, состоящие исключительно из системы действий, называются имитативными. На первый взгляд они кажутся простыми и равнозначными предметной деятельности, но у них есть выделяющие их среди других игр и манипуляции предметами особенности, также способствующие развитию детей, но несколько в другом русле.

Оперативной можно назвать игру в доктора, вовлекаясь в которую дети ведут себя как указанный работник настоящей больницы, только вместо настоящих оборудований и пациентов - игрушки. Ребята проводят медицинский осмотр, ставят больным гпадусники, дают им лекарства и т. д. Таким образом, дети осваивают роль, предписываемую носителю определённого социального статуса - доктору (Здесь имеется в виду, не то, что дети обучаются медицине, а то, что у них формируется представление о том, как должен вести себя врач, исполняющий свои профессиональные обязанности. Более того, ребята отрабатывают творческие навыки - создают те или иные ситуации и находят способы их разрешения. В нашей игре такими ситуациями могут быть: трудности определения диагноза; неправильная его постановка; нехватка лекарств. В соответствие с перечисленными ситуациями дети меняют процесс игры: оперируют ранее не использованными в рамках данной игры медицинскими приборами, позволяющими определить диагноз пациентов; соотносят причины наличия трудноизлечимого заболевания с симптомами другого заболевания; применяют в лечении пациентов лекарственные средства, совпадающие по функции с лекарствами, которых нет в наличии.

Игру не следует применять в работе с малышами, поскольку она, как мы отметили, является более сложной по сравнению с предметной. Однако, ввиду значимости игры для развития и обучения детей последующего возрастного периода, необходимо подготовить малышей к дальнейшей реализации игровой активности.

Чтобы подготовить их к первому типу игровой деятельности, управляемой правилами и предполагающей результат в виде победы / проигрыша, нужно научить малышей повторять за людьми, обучающими их манипуляции предметами; поощрять первых за правильно выполненные действия. Если в предметной деятельности участвует несколько малышей, и некоторые из них допускают ошибки, то не стоит показывать данной группе детей, как выполняют аналогичные действия другие дети, в особенности, очень подробно объяснять, как работать с тем или иным предметом, потому что малыши еще не овладели критическим мышлением и не обладают достаточно устойчивым вниманием. Но, несомненно, оценка правильности собственных действий на основе понимания предполагаемого результата осуществляемой активности и сравнения своих действий и действий других участников данной деятельности с точки зрения приближения к желаемому итогу должна постепенно формироваться в более старшем возрасте, поскольку представленное качество играет важную роль в развитии и обучении детей.

Для подготовки малышей ко второму типу игры, необходимо научить замещать одни предметы другими: бусинка может быть вишенкой для пластмассового пирога; открытая упаковка от игрушек - небольшим бассейном для пупсиков. Конечно, в наше время можно найти много товара для детей, малышам зачастую не приходится искать замены тем иным вещам, чтобы заняться своим любимым делом. Но всё же не лишним будет предложение маленьким детям предметов-заменителей, развивающих их характерные для рассматриваемой имитативной игры творческих способностей, позволяющих выполнять различные действия при ограниченном количестве подручных средств из реализации. Научить малышей пользоваться предметами-заменителями можно следующим образом: покажите им способы применения данных предметов; попробуйте с детьми сделать то же самое, управляя их движениями; поищите вместе с малышами схожие предметы, подходящие для осуществления текущей активностити.

Обучаете ли вы малышей чему-нибудь новому с помощью предметной деятельности? Занимаетесь ли вы с маленькими учениками английским языком? Применяете ли вы предметную деятельность в обучении данному предмету? Напишите о вашем опыте в комментариях, будет интересно обсудить перечисленные вопросы. Не забудьте также поставить лайк, если статья была для вас полезной, а также подписаться на мой канал. Я подготовлю новый интересный материал.

Успехов вам и вашим близким в изучении английского языка!

Преподаватель английского языка Валерия