Формирование правильных представлений об окружающим мире – одна из важнейших задач, которая стоит перед работающим с особыми детьми педагогом. И здесь важно соблюдать главный методологический принцип организации таких занятий – занятия должны проходить в игровой форме, это значительно повышает их эффективность.
Игровые занятия – универсальная форма, её могут использовать не только специалисты, проведение таких занятий возможно и в домашних условиях силами родителей. Для проведения таких игр можно воспользоваться готовыми решениями, сегодня на рынке существует обилие развивающих игрушек. Однако, для особого ребёнка с нарушением интеллекта и моторных функций можно изготавливать игровые пособия самостоятельно. Игровое пособие, сделанное своими руками, будет учитывать индивидуальные потребности ребёнка и его предпочтения.
Создание игровых пособий не требует особого мастерства, всё очень просто, от родителей необходимо только желание помочь своему ребёнку.
Игра «Дорожки»
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры.
Задачи:
1. Улучшить координацию, точность движений и гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Развить тактильные ощущения.
Как сделать игровое пособие:
1. Взять обычную пластмассовую решетку для раковины с большими ячейками.
2. Подобрать контрастные по цвету атласные ленточки (можно взять тесьму различную по фактуре - такие есть у каждой мамы дома). Ширина ленточек (тесьмы) не должна быть шире ячеек решетки.
3. Покажите ребёнку, как можно продеть ленточку (тесьму) в ячейки (по горизонтали, по вертикали, а можно и по диагонали).
2. Игра «Домик для куклы»
Цель:
1. Формировать умение создавать постройки из строительного материала по теме «Дом»
2. Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку
1. Можно сделать его их из пустых бутылок от кондиционеров для белья, соединив бутылочки между собой, вырезать окна, двери.
2. Дать ребёнку украсить домик фломастерами, приклеить блестки.
3. Украсьте вместе домик наклейками.
Эта поделка идеально подходит для маленьких девочек, которые любят играть в куклы.
3. Игра «Песочница»
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Развить фантазию.
Как сделать игровое пособие:
1.Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу или песок, который можно купить в магазине для творчества.
2.Возьмите руку ребёнка и его пальчиком проведите по песку. Начинать рисовать песком или крупой надо с простых линий, дальше рисовать предметы сложнее: волну, забор, буквы, домик.
Пожалуйста, обратите внимание: безопасность вашего ребёнка должна быть главной задачей. Рисование песком или крупой – нетрадиционная развивающая игра. Вы же не хотите, чтобы ребёнок положил это в рот? Не оставляйте ребёнка без присмотра, пока он будет занят этой игрой. Играйте вместе.
4. Пальчиковые куклы из бумаги или фетра.
Цель:научить ребёнка контролировать движения пальцев, манипулировать игрушками.
Как сделать игровое пособие:
С помощью бумаги, пенобумаги, картона или фетра можно создать оригинальные пальчиковые куклы, которых легко сделать и «оживить».
1. Нарисовать и вырезать самых разных животных и попросить детей помочь вам их украсить.
2. Прикрепить их к карандашам. Куклы для театральной постановки готовы.
3. Можно в нарисованных картинках сделать отверстия для пальцев. Нарисованные животные начнут «двигаться»: шагать пальчиками ребёнка, летать как пчёлки.
5. Игра «Мозаика из пробок»
Цель: закрепление понятий «цвет», «величина», развитие мелкой моторики, воображения.
В таких играх мы закрепляем формирование понятий цвет и форма (круг, овал, треугольник).
Как сделать игровое пособие:
Можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок (можно использовать пуговицы разного цвета и размера). Можно выкладывать различные рисунки.
1. Показать ребёнку как выкладывать рисунок из пробок;
2. Попросить ребёнка сделать то же самостоятельно;
3. Самостоятельное придумывание вариантов рисунков ребёнком;
4. Можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, бусы, машинки и т. д
5. «Цветные замочки»
Цель: развитие у детей цветового восприятия, мелкой моторики кисти рук.
Задачи:
- побуждать воспитанников называть цвет замочка, различать холодные и теплые оттенки цвета.
- закрепить у дошкольников умение расстёгивать и застёгивать замочки.
- развитие у ребёнка чувства цвета.
Дома всегда есть цветные молнии, они не обязательно должны быть новые.
1. Покажите ребёнку, как её расстегнуть и застегнуть, попробуйте несколько раз;
2. Спросите у ребёнка какого цвета «замочек»?
Можно сделать сенсорную коробку. В пластмассовый контейнер поместите маленькие шарики, большие пуговицы, геометрические формы, которые можно вырезать из губок для мытья посуды, детальки конструктора, природным материалом и т. д. Просто «закопайте» в этой коробке любимые небольшие игрушки и начинайте искать.
В любом деле необходима фантазия, постоянно нужно общаться с ребёнком во время игры, обсуждать погоду, которая сегодня за окном, спрашивать о цвете и форме игрушки. Постоянно побуждать ребёнка активней участвовать в игре.
Анастасия Лидовская, воспитатель особого семейного центра "Дом Детей"