За Былымом по пути на Эльбрус начинаются места, где главными богатствами были вольфрам и молибден - остатки некогда гигантского промышленного комплекса в Тырныаузе.
За рекой же взгляд не столько притягивает, сколько отталкивает безжизненный, какой-то противоестественный склон:
Из-за которого выглядывает скалистая Наужидза (2948м) - кабардинское название имеет малоприятный перевод Зуб Старухи, а местные русские предпочитают вариант Тёщины Зубы:
Но именно за реку поворачивает бусик "Неизвестной России":
Да по разбитой, но в общем проходимой почти для любой машины дороге начинает набирать высоту над Былымом:
Дорога вьётся среди чахлых кустов, из которых показываются то явно техногенные руины:
То скалы причудливых форм:
И наконец выводит на пляж небольшого озера Гижигит с водой металлически-благородного цвета:
Вот только никому и никогда не стоит в нём купаться, да и просто заходить за выложенную по берегу каменную полосу:
Ведь мёртвый берег Баксана - это насыпанная в 1966 году дамба, а подпёртый ей пруд на речке Гижигит - не что иное, как отстойник Тырныаузского горно-обогатительного комбината:
Его отходы поступали сюда по специальной трубе. Глубина Гижигита - порядка 30 метров, и на его дне полвека копились мышьяк и сурьма, барий и ртуть, свинец и олово, и многое другое из склонного не выводиться из живых существ и отравлять их жизнь. Слой воды не даёт всей этой гадости разлетаться пылью, а его глубину регулировала башня над специальным колодцем. Теперь, как я понимаю, она заброшена, но и отходы на озёрном дне слежались в плотную корку.
Комбинат не работает уже более 20 лет, и пока одни измеряют концентрации тяжёлых металлов и сернистых соединений, другие спокойно ловят появившуюся в озере несколько лет назад рыбу, а то и купаются в нём. Но даже визуально красота Былымского озера - зловещая:
Что не мешает ему быть популярной достопримечательностью. Особенно, как мне показалось, у избалованных горными пейзажами местных - по крайней мере "съезди на Былым, нигде такой красоты я не видел" кабардинцы, балкарцы и карачаевцы мне говорили не раз.
Спустившись на Баксан, едем дальше напротив отвесных скал и совершенно железнодорожного вида мостов. На самом деле железная дорога ТырГОКа сводилась к нескольким рудничным узкоколейкам, а это вполне себе автомобильный путь к берегам Гижигита и другим объектам на левом берегу Баксана.
Масштабы индустрии Тырныауза становятся видны задолго до въезда в город - окрестные горы буквально проросли основанным в 1934 году комбинатом, и различные объекты разбросаны по ним на десяток километров вширь и пару километров ввысь. Большинство из них - голый серый бетон да чёрные глазницы окон: рискну предположить, ТГОК был крупнейшим из тысяч заводов России, не переживших рыночных реформ. Среди разрухи одиноко белеют цеха "Каббалгипса" (2010-14), звучное название которого хоть и не то совсем означает, а так хорошо ложится на мифы патриотических конспирологов...
Сам Тырныауз в 65 километрах от входа в ущелье - впереди, и приглядевшись к горам за парой въездных стел, видишь огромные зарастающие карьеры:
За очередным поворотом от скал вдруг отделяются многоэтажки:
Впереди - самый высокогорный город России, единственный в своём роде балкарский город, главный город-призрак Юга...
За организацию поездки хочу поблагодарить сообщество путешественников "Неизвестная Россия". Помимо майских выездов по трём ущельям Кабардино-Балкарии есть ещё и августовский выезд по двум из трёх (Чегем и Баксан).
Также приглашаю всех заинтересовавшихся в свой Живой Журнал (да, он ещё существует!), где контент публикуется раньше и целостнее.