Люди, озабоченные поиском работы, ищут её по-разному. Если человек не у дел давно и находится в отчаянном материальном положении, он лихорадочно откликается на все профильные вакансии, отсеивая совсем уж непривлекательные по уровню оплаты и условиям труда. Если всё не так печально, поиск ведется более придирчиво: кандидат внимательно изучает и сравнивает вакансии и старается узнать побольше о работодателе из открытых источников. По статистике, онлайн-отзывы действующих и бывших сотрудников о компании внимательно читают 66% соискателей.
Сами работодатели неохотно публикуют о себе подробные сведения, исключение – публичные компании, которым раскрытие информации положено по закону. Но откровенных подробностей об атмосфере в коллективе, стиле руководства, социальном пакете в официальных релизах нет. На помощь любопытным соискателям приходят порталы отзывов, специальные группы в социальных сетях, а в последние годы – платформы, синхронизированные с рекрутинговыми сайтами, в том числе лидерами отрасли – Super Job и Head Hunter.
Отзывы с просторов
К отзывам, собранным на просторах интернета, следует подходить с осторожностью. Публикации никто не модерирует, по большей части это заведомый негатив, нередко со скандальными и пикантными подробностями. Чего стоят даже названия: «Черный список Москва», Orabote.net, «Правда Сотрудников» и т.д. С кем-то из недовольных авторов действительно поступили несправедливо, кто-то был уволен, понижен в должности или лишён премии по заслугам, но итог один: работодатель раскрашивается в пятьдесят оттенков черного и серого. Новым соискателям даётся сигнал: не рекомендуем! Положительных или хотя бы нейтральных отзывов в Рунете почти не найти.
Если работодатель следит за своей онлайн-репутацией, он принимает меры к её улучшению. К сожалению, в большинстве случае контрдоводы излагаются настолько примитивно и косноязычно, что лучше бы их не было! Непрофессионализмом грешат и штатные пиарщики работодателей, и привлечённые SERM-компании, которые, казалось бы, должны из кожи вон лезть, но отработать гонорар. Увы, примеры остроумной переубеждающей контрпропаганды на сайтах отзывов можно пересчитать по пальцам.
За дело берутся профессионалы
Сбор и систематизация отзывов о работодателях на профильных рекрутинговых порталах носит более организованный и системный характер. Пионером тут выступил в 2017 году портал Супер Джоб, создав отдаленный аналог англоязычной платформы отзывов GlassDoor (Стеклянная дверь). Проект называется «Открытый работодатель» и интегрирован в SJ. В системе можно оценить компанию по следующим критериям:
- Заработная плата и социальный пакет.
- Стабильность и устойчивость.
- Перспективы карьерного роста.
- Компетентность руководителей.
- Готовность сотрудников рекомендовать другими людям устроиться на работу в компанию.
К сожалению, копия до оригинала не дотянула, многие интересные идеи так и остались не реализованы. К числу недостатков «Открытого работодателя» эксперты относят:
- Половинчатость оценочной шкалы. На портале работник может анонимно поставить цифровую оценку по пятибалльной шкале, но не имеет возможность выразить эмоции словами. А ведь именно на текстовые отзывы и ориентируются соискатели при оценке потенциального нанимателя.
- Принять участие в рейтинговании имеют право только пользователи Super Job. Конечно, зарегистрироваться на площадке можно за пару минут, но не все готовы на такой подвиг, если не находятся в активном поиске работы.
- Один пользователь способен поставить оценку лишь одному из работодателей, перечисленных в его резюме. Как правило, это последнее место работы, но иногда хочется наградить добрым или недобрым словом несколько компаний.
- Не исключена вероятность накрутки рейтинга. Реже может возникнуть ситуация с недооценкой. Компания может иметь сильный бренд, предлагать привлекательные условия труда, но из-за происков конкурентов или просто сильной ситуативной текучки кадров иметь низкий рейтинг в «Открытом работодателе».
Отдельные эксперты выражали сомнение в том, что подобные рейтинги должны быть столь явно интегрированы в публичную базу вакансий. По их мнению, оценочный сервис должен дистанцироваться от основной платформы, чтобы не оказывать влияние на выбор кандидатов и готовность работодателей к платному размещению. Но это вопрос дискуссионный.
Охотники а головами – за правду о корпоративной жизни!
Администрация портала Head Humter также выступает сторонников публикации частных мнений сотрудников о текущих и бывших работодателях, не считая это нарушением корпоративной этики и «выносом сора из избы». Охотники учли опыт коллег из SJ и делегировали сбор отзывов внешнему сервису Dream Job. Здесь могут зарегистрироваться как действующие сотрудники и соискатели, так и работодатели. Последние и занимаются сбором отзывов… о самих себе.
Большинство руководителей относится к этому с пониманием, им и самим интересно взглянуть на жизнь компании изнутри. Отзывы модерируются, что исключает распространение конфиденциальной или порочащей информации.
При сборе отзывов никто не ищет заведомо лояльных сотрудников или хронически недовольных склочников. В качестве канала коммуникации используется:
- почтовая рассылка (актуальна при значительном штате сотрудников);
- публикация в корпоративной ленте или в блоге с предложением написать отзыв;
- корпоративный чат.
Читая отзывы, соискатели, которые рассматривают возможность устроиться в компанию, получают возможность:
- сопоставить скупую официальную информацию со свидетельствами живых сотрудников;
- оценить способность организации выстраивать обратную связь, когда компания адекватно воспринимает критику и умеет по мере сил заниматься исправлением репутации, а не искать недовольных чтобы свести счёты.
Как показали опросы пользователей ресурса Dream Job, четыре из пяти соискателей, видя взвешенный или остроумный ответ на агрессивный отзыв, ставят в голове плюсик пользу в компании.
Вот основные принципы сбора отзывов на портале Dream Job:
- Анонимность.
- Добровольность.
- Отсутствие поощрений за участие в опросах и санкций за отказ от участия или негативный отзыв.
- Максимальный охват.
Некоторые работодатели, зарегистрированные на ресурсе, не опасаются размещать там даже отзывы сотрудников, написанные ими при увольнении.
Заключение
Отзывы сотрудников о компании – полезная форма обратной связи и привлечения внимания кандидатов на работу в компании. В пользу работодателя выступают не только положительные или нейтральные отзывы, но даже отрицательные, если на них дан грамотный ответ. Отзывы должны собираться анонимно и добровольно и публиковаться в открытом доступе. Необходима модерация отзывов во избежание раскрытия коммерческих тайн и компрометации компаний и их сотрудников.