Ценны ли ценности?
«Традиционные ценности» и «официальная идеология» государства – понятия очень близкие, почти родственные. Раз официальная идеология конституцией запрещена, а без неё – ну никак, хоть тресни, что и ежу уже понятно, однако, без чего-то подобного, но твёрдого, формального – ни вперёд, ни назад, – тогда нужно узаконить ценности.
А где их, эти ценности, взять, да так, чтобы они были общими? Опять же, общими – для кого? Для всех наций и народов, населяющих нашу необъятную? Но если от каждого народа взять хотя бы по одной ценности, чтоб не обидно было, каждую вкратце растолковать, чтоб другим было понятно, то вместо строгого документа целый роман из 200 глав получится. Для всех социальных страт или общественных институтов? Тогда получится – каждому своё, потому что найти что-то общее в гражданском обществе, искусственно слепленном в капиталистическом государстве, очень сложно. Но делать-то что-то надо! И тогда…
Поскольку ценности и идеология – почти одно и то же, а идеология конституцией запрещена, значит законом РФ (т.е., конституционным актом) ценности в обществе не застолбишь. Выход нашёлся, как всегда в таких случаях: сконструирован и издан высочайший «Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», которым «в соответствии с Федеральным законом [а как без этого – надо же узаконить! – В.М] от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – «Основы»).
Что ж не так с этими «Основами», что им то тут, то там, постоянно, раз за разом утраивают разбор полётов? Ну, кроме того, что сам факт этого полуконституционного утверждения «Основ» напоминает ежесуточный приказ по части об утреннем восходе и вечернем закате Солнца (дата, часы, минуты, ответственные за процесс). Попробуем разобраться с научно-обывательской точки зрения (а что, есть и такая!). Поехали.
Уже в Первой главе «Основ» (Общие положения) этим «Основам», а, стало быть, и традиционным ценностям, придан вес «документа стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (п.1). Мощно. Согласен полностью, что национальная безопасность без традиционных ценностей гораздо слабее национальной безопасности с традиционными ценностями. Тем более, если эти ценности – наши ценности. Но п.2 заставил сердце ёкнуть напоминанием о том, что «нормативно-правовую базу «настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации [которая без идеологии – В.М], общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации…». А я-то раскатал губы на чистую бочку мёда! Ещё большей весомости придаёт ценностям п.3, устанавливающий, что «Основы конкретизируют отдельные положения…» ряда Стратегий, Доктрин, других Основ, а также высочайших Указов, которые не про политику и экономику, а про бла-бла-бла и действуют аж до 2030 года. Т.е., уточняют, разъясняют и, где-то, даже подправляют. О-па! Что ж это за звери или механизмы такие, что способны такие серьёзные документы «конкретизировать»? Оказывается, «Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» (п.4.). Сказал бы лучше, да уже сказано. Ну, так и где ж набрать таких? Тех, которые от поколения к поколению? Которые – в основе? Тех, что – единые? А, так вот они, в п.5:
«К традиционным ценностям относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы,
крепкая семья,
созидательный труд,
приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений,
единство народов России».
Ну, романа из 200 глав не получилось, однако «Основы» вышли весьма… основательными. Пять глав, тридцать два пункта, десять убористых страниц. Нашлось место и «Оценке ситуации, основных угроз и рисков для традиционных ценностей, сценариев развития ситуации» (гл.II), и постановке «Целей и задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» (гл. III), и перечню «Инструментов реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» (гл. IV), и даже прогнозированию (вершина аналитики и предвидения!) «Ожидаемых результатов реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» (гл. V, последняя). Приглашаю к анализу всех любителей словесной эквилибристики и юридической казуистики; моё описание всего остального: «Бла-бла-бла,,,». И совсем не потому, что думаю, будто я лучше (умнее, грамотнее, содержательнее, или наоборот, кратко, но ёмко) написал бы. Нет, собака, по моему (оценочному, как принято оговариваться нынче) мнению, в другом месте порылась.
Доказательства? Да пожалуйста!
Ценность № 1: жизнь, достоинство, права и свободы человека.
Слова хорошие, но какой знак впереди поставить в сегодняшних реалиях – «+» или «-» ?
Потому что у сельского фермера («кулака» – по недавней квалификации) и его наёмного работника («батрака») понятие «жизнь» неодинаково видится: одному её надо улучшить, другому – просто обеспечить; про «достоинство» здесь помолчим. Потому что свобода предпринимателя упирается в свободу того же наёмного работника, которую, хочешь, не хочешь, надо обтесать, чтобы обеспечить «свободу предпринимательства»; о правах тут и говорить неловко: их больше у того, у кого больше… ну, естественно, денег!
Ценность № 2:патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Говорить о патриотизме, гражданственности, служении Отечеству олигархов – даже не смешно, особенно для тех, кто хотя бы для расширения кругозора К. Маркса почитывал, хотя имеющему глаза и Маркс с Энгельсом не нужны; откуда взяться ответственности за судьбу Родины у остальных граждан, особенно, если Родина им то жизнь за счёт увеличения пенсионного возраста «продлевает», то вводит «долгожданные» платные образование с венцом в виде ЕГЭ и медицину вкупе с «оптимизацией» ФАПов и больничных коек, – очень интересный вопрос. Восемьдесят лет назад, когда пришло время выбирать, из всех утверждённых ценностей остались только вот эти два слова: «За Родину, за Сталина!». Какие нынешние «традиционные ценности» можно уложить в два слова? И что это будут за слова?
Ценность № 3:высокие нравственные идеалы,
Опять нужны знаки «+» и «-». Мы же знаем, что для части нашего общества совершенно безнравственно «не иметь в кармане миллиарда». Высокая мораль для них – это послать таких «не имеющих» глубоко в ж…изнь. А разукрашенные петухи, непонятно какого гендера на государственных телеканалах, пляшущие на костях во время в/о/й/н/ы – это тоже нравственность? Если высокая, то с каким же знаком?
Ценность № 4: крепкая семья,
Ценность безусловная. На мой непросвещённый взгляд. Но не для общества, где между словом «любовь» и «секс» стоит знак равенства, и в школах официально преподают, как натянуть… сову на глобус. А жить предлагается в удовольствие. В собственное. А не для жены и детей. Не для папы и мамы. Лучше – за их счёт.
Ценность № 5:созидательный труд,
Вот это попадалово! Ведь созидать – это значит создавать, строить, выращивать, шить, клепать, копать, придумывать, сочинять... И всё это – для кого-то, кому-то… ну, и трОхы для сЭбэ. Нет, понятно, всякие там великие художники, гениальные математики; этим – да, лишь бы было, чем и на чём писАть, да бутерброды с чаем под рукой… А как же остальных заставить спину на работодателя гнуть? Ну да, работодатель – это ж именно он рабочие места создаёт, города строит, хлеб растит, железо плавит, поэтому остальные должны для него созидать… прибавочную стоимость. А уж как ею распорядиться… Тьфу, блин, больше слов нет про созидательный труд.
Ценность № 6:приоритет духовного над материальным,
Ну, тут вообще какая-то засада непотная! Вроде уже не только Маркс (куда ж без него!), но и до, и после умные люди научно и даже на примерах доказали всему миру, что «бытие определяет сознание», и никак иначе! К бабке не ходи, но всем же известно, что ни одним Святым Духом, ни духовным воспарением, ни даже неуёмным стремлением к прекрасному и совершенному сыт не будешь. Ну да, без упомянутого и каша сухая, и вода солёная, но ведь и это добыть сначала надо. Или нам предлагается питаться тем же Святым Духом и не высовываться, не требовать от властей своего, кровного? Мол, мы вам о высоком, а вы нам про какую-то там зарплату или пенсию. Даже «застойный» Брежнев на каждом съезде твердил о «дальнейшем повышении благосостояния всего (выделено мной – В.М.) советского народа», и только потом призывал: «Вперёд, к победе коммунизма!». Бесспорно, духовность – это ценность. Для россиян (всех двухсот народностей) – особая ценность. К сожалению, её высота испокон веку, да и сегодня, обратнопропорциональна благосостоянию индивидуума. В общем, с формулировкой я бы поостерёгся.
Ценность № 7:гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
Эту строчку в «Основы» враги нынешнего режима подложили, точно. Согласен с ней полностью. Не пойму, как власти её в жизнь претворять собираются. Гуманность там, где «бизнес и ничего личного»? Милосердие к серийным убийцам, насильникам малолетних, террористам и изменникам Родины (я про отмену СК)? А к их жертвам? Справедливость в стране, где природными ресурсами кто-то там лично владеет? Коллективизм на земле, где разогнали колхозы и наплодили новых «кулаков»? Взаимопомощь – это там, где каждого из всех утюгов призывают: «Бери от жизни всё!»? Взаимоуважение – между нынешним чиновником и рядовым просителем? Ну-ну.
Ценность № 8:историческая память и преемственность поколений,
Думается, что несоответствие этой ценности сегодняшней действительности никаких доказательств и примеров не требует. Я ж не Лев Толстой, чтоб такие объёмы осилить! Одна антисоветчина чего стоит! Пока она не исчезнет, ценность не восторжествует, как не крути. Уж молчу про Сталина с Лениным.
Ценность № 9: единство народов России
А вот это, по мне, так вообще забивает кованый гвоздь в клетку со всеми ценностями, т.к. в этом же законе РПЦ в приоритете. И, хотя сразу же, в п.6, указано, что «…буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан», тут же оговорено, что «Особая роль (выделено мной – В.М.) в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». Я не против РПЦ. И сам крещён во младенчестве. Но крест не ношу, да и вообще – атеист; наверное, поэтому мне просто обидно за всех остальных (не православных) верующих. А представляете, насколько это обидно им? Из деликатности и чувства такта они, конечно, не возмущаются, а что у них внутри? Для меня неважно – 20 ли это процентов наших русских мусульман или 0,01% шаманистов, тоже русских, – за всех обидно.
Как мне кажется (а кажется ли?), редакционная команда этих «Основ» сплагиатила выписку из «Морального кодекса строителя коммунизма», поднейтралила по форме и объявила официальными ценностями. А то, что эти ценности реально имеют место быть только в обществе, устремлённом в справедливость, т.е., строящем социализм, под которым и подразумевается именно всеобщая справедливость, а не просто ратующем «за всё хорошее и против всего плохого», игнорировала. Но тогда нужно вернуться к классам, которые, опять же, официально отменили (как будто, если зарубить петуха, Солнце всходить не будет). И, хочешь или не хочешь, какой-то класс признать ведущим в обществе. И тогда ценности ведущего класса (классов) будет очень даже резонно объявить официальными. А если класс представляет большинство народонаселения (кстати, независимо от вероисповедания или отсутствия оного) – национальными. А если они не противоречат дедовским – традиционными. А «плюсы» и «минусы» заменить словами «социалистические» («коммунистические», кому как больше нравится) и «буржуазные». Как-то так.