Найти в Дзене
Сундук историй

«Не только мы будем возрождать «Орёл», но и «Орёл» будет возрождать нас!»

Судьба распорядилась так, что увековечить память первого российского военного корабля «Орёл» принадлежала Астрахани. Сложнейшую задачу воссоздания и постройки корабля возложил на себя «Астраханский региональный общественный фонд «Орел» под руководством Ю.А. Никитина. В 2002 г. на территории бывшего судостроительного завода им. Сталина начались строительные работы.

Восстановление корабля «Орёл». Территория АСПО (2007г.). Фото из статьи С. А. Котенькова "К 350-летию со дня спуска на воду первого русского фрегата «Орёл».
Восстановление корабля «Орёл». Территория АСПО (2007г.). Фото из статьи С. А. Котенькова "К 350-летию со дня спуска на воду первого русского фрегата «Орёл».

Мы встретились с Сергеем Николаевичем Кузнецовым, исполнительным директором фонда. Он поведал нам, как мечтали построить корабль «Орёл», который соответствовал бы техническим характеристикам XVII века.

Более десяти лет Фондом накапливался и анализировался исторический и фактический материал по восстановлению облика и конструктивных особенностей «Орла». Работали в архивах, в отделе редкой книги научной библиотеки им. Н.К. Крупской, с технической литературой и другими источниками. Связывались с Центром «Батавия» в г. Лелистат (Голландия), откуда была прислана информация о строительстве кораблей XVII в.

Музей истории города. Астрахань, 2012.
Музей истории города. Астрахань, 2012.

Пока Сергей Николаевич рассказывал, он одновременно рисовал своё «детище», говоря о нём, как будто речь шла о родном и близком человеке.

На вопрос, почему захотелось построить этот корабль, ответил: «Он наш – астраханский, и этим всё сказано».

Корабль "Орёл". Рисунок  С. Н. Кузнецова.
Корабль "Орёл". Рисунок С. Н. Кузнецова.

Строили, соблюдая технологии того времени. Традиционно работали пилами и топорами, практически вручную вырубили форштевень. Искали мастеров кузнечного дела, чтобы отковать гвозди старинного образца, ведь обшивка корабля крепилась коваными гвоздями. В качестве строительного материала планировалось использовать столетние дубы из Воронежской области.

Музей истории города. Астрахань, 2012.
Музей истории города. Астрахань, 2012.

Пятеро астраханских умельцев-энтузиастов пытались восстановить первенца русского флота, но не хватило ни материальных ресурсов, ни человеческих.

Когда финансирование Фонда прекратилось, строительство было приостановлено. Готовые части корабля были заперты на складе завода, и больше к работе сотрудники фонда не возвращались.

Строительство корабля "Орёл". Фото из Музея истории города. Астрахань, 2012.
Строительство корабля "Орёл". Фото из Музея истории города. Астрахань, 2012.

Хочется верить, что придёт время и данный проект возродится при поддержке государственных и региональных властей, ведь он был направлен на возрождение и сохранение историко-культурного наследия нашего края и страны.

И как сказал Юрий Никитин: «… не только мы будем возрождать «Орёл», но и «Орёл» будет возрождать нас!».

Об истории корабля "Орёл" на нашем канале вы можете прочитать пройдя по ссылке.

Подписывайтесь на наш канал и вы узнаете много интересного!