Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Детская телесная травма. Клиентский случай.

Телесные травмы, полученные в детстве, ухудшают психологическое состояние личности еще в большей степени, чем травмы психологические. Родители сами не понимают, что они творят порой, оправдывая себя тем, что они «воспитывают» ребенка и заботятся о его будущем. Родительское насилие, которое идет под вывеской "хочу как лучше для моего ребенка", приводит к еще более тяжелым последствиям, чем телесные повреждения, наносимые впрямую "для воспитательных целей". Во втором случае взрослый человек может принять факт насилия, а когда родитель "заботливый", то как можно его в чем-то осудить?

Клиентка, Мария, достаточно взрослая женщина, 50 лет, рассказала, что в раннем детстве (около 6 лет) из-за условно необязательной операции по удалению аденоидов у нее резко ухудшился слух, появился дефект речи, а также появилась некоторая замедленность в мышлении, которая скорее всего связана со снижением слуха.

Анализ воспоминаний Клиентки показал, что для матери было невыносимым шумное присутствие маленькой дочки в ее жизни. Мария часто слышала: «замолчи», «закрой рот», «тебя не спрашивали» и так далее. Еще Мария вспоминает постоянные крики матери в адрес дочери, которые слушать не хотелось совсем.

На уровне психики, конечно, сформировался полный набор травм ребенка, которого не любили. Но видимо этого было недостаточно, потому что подсознательно мать «решила» закрепить свое «воспитание» на физическом уровне. Конечно, решение сделать операцию было благим, потому что вроде бы хотелось, чтобы ребенок выздоровел.

Мария чувствует, что такая операция не была остро необходимой. Она помнит, что операцию проводили без наркоза, это было жестокое насилие над ребенком. Вид осложнения, которое возникло, обозначился травмированной психикой ребенка. Обида, боль, страх. Подсознательное решение не слышать и не говорить. И, возможно, даже не жить в какой-то степени.

Клиентка и по сей день страдает нарушением слуха и речи. Это ограничивает ее в социальных контактах, многие виды деятельности ей недоступны. Но главное – Мария чувствует свои физические нарушения как барьер контакта с собой и контакта с внешним миром на эмоциональном и ментальном уровнях.

Описываемый случай содержит не только психологическую травму, но и травмирующее воздействие на физическое тело, которое было сделано не столько по острой необходимости, сколько на базе психологических проблем родителей. Работать с такой ситуацией значительно сложнее. Марии придется не только разобраться с психологическими своими трудностями, но и научиться качественно и полноценно жить вместе со своими физическими нарушениями.

Автор: Трещева Елена Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru