Обратилась молодая девушка, назовем ее Леной (имя изменено,разрешение опубликовать получено) с состоянием неудовлетворенности, одиночества, пустоты.
Несмотря на ее жалобы, в ее жизни, по ее же словам, вроде все необходимое присутствует. Лена симпатичная, энергичная, предприимчивая, не замужем, но ухажеров много. Прочные отношения, ей почему-то не удается построить. Она работает и учится. Друзья есть, но не близкие подруги, а скорее «компаньены».
Лена попросила продиагностировать ее на предмет чувства одиночества, не возможности построить более близкие, доверительные отношения.
Я применила арт-терапевтическую технику «Цветок».
Техника "ЦВЕТОК":
Требуется в спокойной обстановке, сосредоточиться на своей проблеме, затем закрыв глаза, представить цветок. Внимательно посмотреть где цветок находится, что его окружает. Далее изобразить это на листке бумаги цветными карандашами.
Для рисования отводится 10-15 минут. Художественные способности не требуются.
Первоначально рисунок выглядел так:
Лена сказала, что цветок, который нарисовала - роза. Он красивый и нарядный, приятный аромат. Так же мы разобрали остальные элементы рисунка (подробности опускаю).
Когда я задала вопрос:» Все ли нравится в рисунке? Хочется ли чего-то изменить?
Лена ответила, что чувствует пустоту и ей хочется изобразить рядом с собой еще один цветок. Я попросила ее это сделать.
Второй рисунок выглядел так:
Диалог.
Я: -Что за цветок ты изобразила?
Лена: -Это Ирис
Я: -Ирис - цветок мужского рода, кого он изображает?
Лена: - Друга близкого
Я: - Где они находятся (цветы), Что за огороженные пространства вокруг них
Лена: - Это клумбочки. У каждого цветка своя клумбочка.
Я: - Что в переводе на жизнь означает «У каждого своя клумбочка»?
Лена: - Это дает им заниматься каждый своим делом и своими интересами. Соблюдать границы друг друга
Я: - Как ты считаешь, с такими границами возможно ли построить близкие отношения? От чего на самом деле отделяют эти границы?
Лена: - От отношений!
Тут Лену прямо-таки посетил инсайт! Она оживилась и «Все поняла!»:вспомнила, что молодые люди часто предъявляли ей претензии, что не делится с ними своими планами, действует в одиночку, как будто бы парня не существует, склонна ставить уже перед фактами и осуществленными действиями. Из-за этого все время происходили ссоры.
Далее, с помощью вопросов о семье, выяснили, что у Лены была сверхопекающая и сверхконтролирующая мать.
А такой стиль воспитания, как сверхконтроль и сверхопека часто дает человеку такое поведение, как отстраненность, чрезмерный индивидуализм, и он неосознанно строит слишком крепкие и высокие границы от других людей.
Далее работа продолжилась в другом русле.
Автор: Ларина Лариса Васильевна
Психолог, Экзистенциальный Кризисный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru